РосВести: хроники новейших государств 29.06-4.07

На 5 сентября 2010 г. в Молдавии назначен референдум об изменении политического устройства страны.

По замыслу организаторов молдавский народ должен своим решением изменить систему власти в Молдавии. Вместо сегодняшней парламентской республики предлагается перейти к парламентско-президентской системе, где президент страны выбирается не парламентом, как сейчас, а прямым всенародным голосованием. Конечно, возможные изменения добавят легитимности президенту. Что в свою очередь неминуемо приведет к перераспределению полномочий от парламента в пользу поста президента.

Не дожидаясь решения народа, и.о. президента Молдавии Михай Гимпу две недели назад самостоятельно подписал указ об отмечании памятной даты 28 июня днем «Советской оккупации Молдавии». Такой радикальный шаг без согласования с правящей коалицией и парламентом привел к резкому неприятию действий М. Гимпу не только среди депутатов, но и внутри правящей коалиции. Однако вопрос об импичменте, вынесенный на голосование в парламенте фракцией коммунистов Молдавии, так и не был заслушан. В знак протеста коммунисты покинули заседание.

Вопреки здравой логике правящая коалиция сохранилась, несмотря на то что лидеры демпартии М. Лупу со товарищи осудили скандальный указ и «отказались его выполнять». Похоже, личные посты и мандаты им дороже накануне парламентских выборов, которые пройдут уже в ноябре, нежели принципы антифашистов.

На прошедшем мероприятии, посвященном памяти средневекового господаря Стефана Великого, руководившего Молдавским княжеством в 1457–1504 гг., соратник по партии Михая Гимпу, министр сельского хозяйства и пищевой промышленности Молдавии Валерий Косарчук заявил, что Стефан Великий «был бы отчасти горд тем, что сейчас происходит в Молдавии». «Я уверен, что мечта Стефана Великого заключалась в том, чтобы все румыны жили вместе, и она исполнится».

Как известно из курса истории средней школы, понятие «румын» появилось искусственно в XIX веке, независимое румынское государство образовалось на основании решений Берлинского конгресса в 1878 г. по итогам русско-турецкой войны, а Бессарабия (территория современной Молдавии) отошла к России. Т.е. Стефан чел Мааре был и считал себя молдаваном!

Великий Стефан, молдавский господарь, наверное, перевернулся бы в гробу, услышав подобные пассажи современных румынских националистов в Молдавии. Во времена Стефана внешняя политика молдавского государства определялась формулой «Солнце всходит на Востоке». Вряд ли он мог допустить, что его потомки будут использовать его имя с прямо противоположными целями.

В свою очередь приднестровское руководство заявило о том, что «заложенные в указе высшего должностного лица Молдавии ультимативные требования к России вывести ее воинский контингент красноречиво свидетельствуют о нацеленности Кишинева на эскалацию напряженности в регионе и на создание предпосылок возможного силового восстановления «конституционного порядка» и возобновления вооруженного противостояния с Приднестровьем». Представитель Приднестровской Молдавской Республики в ОКК потребовал увеличение количества российских миротворцев до штатного уровня 1992 г.

Таким образом, многолетние усилия сторон и посредников приднестровского конфликта по нормализации ситуации сведены фактически к нулю скандальным указом и.о. президента Молдавии.

В отличие от Молдавии, признанной всеми европейскими странами, в Южной Осетии конституцию править в угоду тем или иным обстоятельствам не будут.

На минувшей неделе президент Южной Осетии Эдуард Кокойты, выступая перед делегатами и гостями съезда юго-осетинской партии «Единство», заявил о невозможности внесения изменений в конституцию страны в угоду расширению своих полномочий. Тем самым Кокойты пресек инсинуации его оппонентов о том, что, «изменив конституцию через влияние в парламенте РЮО, Кокойты пойдет на третий срок пребывания в должности президента Южной Осетии».

«Конституция Республики Южная Осетия — это не просто основной закон, который обязан чтить и уважать каждый. Она написана кровью нашего народа, и никому не позволено под свою личную угоду переделывать и подделывать ее. Я хочу заявить, что не намерен кого-либо склонять к тому или оказывать давление на людей, особенно на парламент, чтобы кто-то вносил изменения в Конституцию по поводу третьего срока», — заявил Кокойты.

«Пусть никто не рассчитывает, что заканчивается срок президента и можно как-то здесь поменять вектор. Никто и никогда не сможет поменять тот вектор, который определил народ Южной Осетии на референдумах, которые мы проводили. Итоги референдумов никакой ревизии не подлежат. Пусть это запомнит каждый», — добавил президент.

Очередные выборы президента Южной Осетии состоятся в ноябре 2011 г. Эксперты отмечают, что подобная схема преемственности власти похожа на российский вариант 2008, когда Владимир Путин за год до выборов резко прекратил подобные интриги вокруг своего возможного третьего срока и изменения для этого конституции страны. Путинская фраза «Третьего срока не будет!» сегодня прозвучала из уст президента Южной Осетии.

По мнению экспертов, подобное развитие событий свидетельствует о зрелости демократии в молодом юго-осетинском государстве.