Язык до кризиса доведет

Новый закон об образовании перессорил Украину с соседями и закрыл ей путь в ЕС

Закон об образовании, принятый Верховной радой в конце сентября, привел к полномасштабному международному скандалу.

Если раньше украинские языковые инициативы задевали в основном Москву, то на этот раз возмутились западные соседи незалежной. Беспокойство выразили Молдавия, Болгария и даже Греция. А Венгрия и Румыния и вовсе заявили, что сделают всё, чтобы перекрыть Украине дорогу в Евросоюз. Чем вызвана столь резкая реакция и есть ли у Киева шанс договориться с соседями - разбирался наш портал.

Украинский сталинизм

«Венгрия заблокирует внутри Евросоюза все шаги, которые ведут к интеграции Украины в рамках программы «Восточное партнерство». И мы можем гарантировать, что в будущем для Украины эти меры станут весьма болезненными».

Так глава МИД Венгрии Петер Сийярто отреагировал на подписание украинским президентом Петром Порошенко нового закона об образовании. Порошенко, по словам министра, много говорит о европейском векторе Украины, но теперь Киев может забыть о надеждах стать членом единой европейской семьи. «На текущей сессии Совета ООН по правам человека Венгрия заблокирует все комментарии и заявления со стороны ЕС, в которых не будет содержаться категорического и решительного осуждения Украины», — пообещал Сийярто.

Возмущение Будапешта объяснимо: согласно новому закону, дети представителей нацменьшинств смогут учиться в украинских школах на родном языке лишь в начальных классах. Уже в средней школе все предметы за исключением нескольких будут преподаваться только на украинском, а в идеале обучение на языках меньшинств и вовсе станет факультативным.

Венгры восприняли этот закон как удар в спину. Ректор Закарпатского венгерского института имени Ференца II Ракоци Ильдико Орос и вовсе назвала произошедшее «возвращением эпохи жестокого сталинизма». И неудивительно: в 2014 году перед президентскими выборами на Украине Порошенко, стремясь заручиться поддержкой 150-тысячной венгерской диаспоры, подписал с ней соглашение. В числе прочего, будущий украинский лидер пообещал «обеспечить языковые права национальных меньшинств на основе Европейской хартии региональных языков». И теперь, как полагают венгры, Порошенко свое слово нарушил.

Кодряну против

Единым фронтом с венграми выступили румыны. Когда речь зашла об Украине, Будапешт и Бухарест забыли былые разногласия, решив давить на Киев вместе.

«Теперь мы можем прямо и открыто сказать: Румыния больше не поддерживает евроатлантическую интеграцию Украины, — объявил депутат парламента Константин Кодряну. — Виноват в этом сам Киев: вместо того чтобы уважать фундаментальные европейские нормы, Украина вернулась к насильственным советским практикам. Этот закон противоречит даже украинской конституции».

Первая ласточка уже пролетела: президент Румынии Клаус Йоханнис демонстративно отменил визит на Украину. Румынские парламентарии также заявили, что откажут в приеме украинским коллегам, которые планировали вскоре посетить Бухарест, — дескать, после такого закона обсуждать больше нечего.

Румын поддержал и молдавский президент Игорь Додон: по его словам, молдаване и румыны, живущие на Украине, рискуют потерять свою национальную идентичность

«Уже пришло большое количество реакций от румын и молдаван, которые живут на Украине, так же, как и от других этнических групп, которые просят о помощи со стороны соседних стран и международных организаций, — написал Додон в Facebook. — Понимаю их обеспокоенность и, будучи президентом Республики Молдова, обращаюсь к киевской власти с призывом пересмотреть свою новую политику в отношении этнокультурных меньшинств».

Совет Европы разочарован законом Украины об образовании

Наиболее сдержанно к украинским инициативам относятся, пожалуй, Словакия, имеющая сравнительно небольшую диаспору на Украине (там действует всего одна словацкая школа), и Польша. Несмотря на все разногласия по поводу волынской резни, Варшава изначально поддерживала европейские устремления Киева и активно выступала за антироссийские санкции. К тому же Польша — вторая страна в Европе (и первая в ЕС) по числу украинских трудовых мигрантов. Всё это вынуждает поляков подходить к любым украинским инициативам с особой осторожностью.

В Варшаве, как заявило польское руководство, будут пристально следить за тем, как будут исполняться положения закона об образовании. Власти Польши попробуют найти с Киевом общий язык и убедить изменить отдельные пункты. Если это не удастся, то у Варшавы уже готов план действий. Как заверило польское правительство, этнические поляки на Украине могут не волноваться: Варшава гарантирует им получение образования на родном языке — не мытьем, так катаньем.

Их не так поняли

Украинские власти были готовы к тому, что последует волна критики, но явно недооценили ее возможный масштаб. Сразу после заявлений Будапешта глава МИД Украины Павел Климкин поспешил с разъяснениями: произошло недопонимание, Киев никого не собирался обижать или ущемлять, а совсем наоборот — Украина намерена сделать всё, чтобы этническим венграм жилось как можно лучше. «Больше языков — больше возможностей», — написал в Twitter Климкин, подразумевая, что живущие на Украине венгры, овладев украинским языком в совершенстве, смогут сделать хорошую карьеру как на Украине, так и в ЕС.

Языковой вопрос на Украине — один из самых болезненных. Националисты хотят законодательно закрепить преимущественное положение украинской мовы, опасаясь, что она просто не выдержит ежедневной конкуренции с русским языком. Любые шаги в этом направлении всегда вызывали резкую реакцию немалой части русскоязычного населения Украины, вылившуюся в конце концов в 2014 году в «крымскую весну» и восстание в Донбассе.

Россия регулярно заступалась за русский язык на Украине, и протесты российского МИДа стали для Киева уже привычными. На них давно не обращают внимания — тем более что, как считает украинское руководство, с Россией оно ведет войну, а значит, чем хуже врагам, тем лучше себе.

Однако новый закон затронет по самым скромным подсчетам около 400 тыс. учеников. Большинство из них учат русский, но есть и те, кто обучается в венгерских, румынских, молдавских и польских школах. И ссориться с европейцами Киев совершенно не готов.

Порошенко, похоже, готов пойти на попятный: украинский лидер заявил, что может внести изменения в закон по итогам дискуссий с европейскими партнерами. «Новый закон об образовании не должен отдалить Украину от Европы, а наоборот, приблизить, — объяснил Порошенко. — И, как я понимаю, министерство образования уже обратилось по моему поручению к Совету Европы и Венецианской комиссии. Нужно доказать соседям, в частности европейским структурам, что языковая статья полностью отвечает европейским практикам».

По итогам дискуссий, по словам президента Украины, в текст закона могут быть внесены изменения.

Плохо вы мадьяр знаете

Неясно, однако, насколько потенциальные ограниченные уступки удовлетворят негодующих венгров и румын. Обе страны проводят достаточно амбициозную внешнюю политику, в которой языковой вопрос — одна из ключевых тем.

Если для Бухареста вопрос защиты интересов этнических румын является второстепенным (в основном румынские националисты мечтают о присоединении Молдавии — горячим сторонником этого проекта был, в частности, прежний президент Траян Бэсеску), то Будапешт озабочен в первую очередь обеспечением прав этнических венгров в соседних странах.

По этой причине венгерское правительство уже успело поссориться со Словакией. В 2009 году Братислава также приняла закон, который предоставлял преференции словацкому языку: за использование в публичной сфере (в органах местного самоуправления, полиции, больницах) других языков полагался крупный штраф. Тогдашний венгерский премьер Гордон Байнаи обвинил официальную Братиславу в том, что она нарочно превращает словацких венгров в чужаков у них на родине. Будапешт пытался добиться справедливости при помощи европейских институтов, но безуспешно. Штрафы словаки снизили, но закон менять не стали.

Румынии, которая выступает сейчас с Венгрией единым фронтом, активность Будапешта тоже доставила немало проблем. В стране проживает крупная венгерская диаспора — 1,2 млн человек, — регулярно выступающая с требованиями автономии. Меньше месяца назад румынские власти решили закрыть только что созданную венгерскую католическую школу в городе Тыргу-Муреш как несоответствующую законам страны об образовании. Итогом стали массовые протесты венгерской диаспоры, к тому же Будапешт пообещал заблокировать заявку Румынии о вступлении в Организацию экономического сотрудничества и развития. Конфликт не разрешен и по сей день.

Украина, по сути, оказалась в той же ситуации, что и Румыния, — с той лишь разницей, что интеграция в ЕС для Киева куда важнее, чем для Бухареста — присоединение к ОЭСР. Так что иного пути, кроме как идти на уступки, у украинского руководства нет.

https://iz.ru/654331/madiar-obizhaiut

Страны: 
Эксперты: