Калиновка красная

Взрывы на военных складах в Винницкой области Украины стали в стране топ-темой прошлой недели.

Хотя жертв удалось избежать и прямые убытки сравнительно невелики, это масштабное ЧП грозит запустить целый ряд процессов, которые в ближайшее время изменят как отношение к Украине со стороны внешних факторов, так и политические расклады внутри государства.

Что именно произошло на малой родине Порошенко, какие основные версии случившегося и чем грозит президенту Украины фейерверк ко дню его рождения, попытался разобраться портал iz.ru.

Что произошло

О масштабной детонации на 48-м арсенале ВСУ в поселке Калиновка (22 км от областного центра Винницы) стало известно поздним вечером 26 сентября. Поскольку арсенал является одним из крупнейших складов боеприпасов на Украине, первые часы ЧП сопровождала паника.

Это, в принципе, неудивительно — очевидцы рассказывали, что разлет снарядов был виден на расстоянии до 50 км, а грохот взрывов слышали за пару сотен километров, то есть едва ли не в Киеве. Жители Калиновки и окрестных населенных пунктов (как впоследствии было озвучено, порядка 30 тыс. человек) максимально оперативно эвакуировались в Винницу. Да и сам областной центр едва не переехал подальше от горячей точки.

Территория склада боеприпасов после взрывов и пожара

Чтобы не допустить паники, мэрия выступила со специальным обращением в духе «ситуация под контролем, просьба сохранять спокойствие и заниматься повседневной деятельностью». Однако поверили, очевидно, далеко не все — поскольку уже утром следующего дня со специальным видеообращением пришлось выступить бывшему мэру города, а сейчас премьер-министру Владимиру Гройсману. «Винница не подпадает под территорию, которая может попасть под обломки взрывов», — проинформировал глава правительства.

В этот же день Гройсман прибыл и на место событий в компании главных силовиков страны — в частности, в Виннице оказались начальник Генштаба вооруженных сил Украины (ВСУ) Виктор Муженко, глава СБУ Василий Грицак, заместитель главы нацполиции Александр Фацевич, высокопоставленные представители МВД и минобороны. Десант получился весьма впечатляющий, хотя на тот момент ситуация с арсеналом еще была непростой, но уже вполне контролируемой. Уже тогда многие поняли, что здесь всё гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд.

Позже, в ходе экстренного заседания военного кабинета под руководством Порошенко в Киеве министр обороны Украины Степан Полторак сообщил, что в Калиновке находилось 83 тыс. т боеприпасов. «Этот арсенал потенциально мог принять 140 тыс. т. Там находилось 83 тыс. т, 68 т — это были боеприпасы, готовые к применению, остальное — это компоненты к боеприпасам и металлолом», — заявил глава военного ведомства.

Взорвалось же, по официальным данным, около 30 процентов наличных боеприпасов. Любопытно, что эти официальные данные довольно сильно расходятся с теми сведениями, которые были озвучены в первые часы катастрофы. В частности, близкий к администрации президента военный журналист Юрий Бутусов, на информацию которого ориентируются многие центральные СМИ Украины, сообщал, что на арсенале хранится 188 тыс. т боеприпасов, в том числе — ракеты к системам залпового огня «Смерч», «Ураган» и «Град». Также интересно, что украинские власти по привычке постарались переключить внимание публики, предложив версию о том, что в ходе пожара были уничтожены снаряды, подлежавшие утилизации и не представлявшие реальной ценности.

По счастливой случайности «винницкий фейерверк» обошелся без человеческих жертв, за время подрыва боеприпасов госпитализированными оказались несколько пострадавших в состоянии средней тяжести. С имуществом дело обстоит похуже — множество домов и в самой Калиновке, и в окрестных поселках повреждены довольно серьезно, взрывами зацепило автомобили и прочее ценное имущество, традиционно для такого рода ситуаций на обошлось без мародерства.

Сейчас большая часть жителей злополучной Калиновки вернулась домой, несмотря на то что на месте событий до сих пор продолжается «одиночная детонация». Населению уже вернули электроэнергию и газоснабжение, в полном объеме восстановлено движение по местным автомобильным и железным дорогам. Однако, как заявил премьер-министр Украины, полное разминирование территорий возле военных складов может продолжаться до конца ноября, а до тех пор еще возможны «сюрпризы». Также Гройсман гарантировал своевременное и щедрое распределение средств на восстановление поврежденных объектов. «Что касается материальной поддержки и помощи, есть порядок, который предусмотрен… Если нужно будет 100 млн — будет 100 млн, если нужно будет 200 млн — значит, будет 200 млн», — пообещал он.

Впрочем, сомнений, что всё будет именно так, изначально и не было. Не секрет, что Винницкая область — базовый регион для нынешней власти в Киеве, как для семьи Порошенко, так и многих членов правительства, которые являются выходцами из весьма популярного ныне провинциального городка. Но если бы от этой проблемы можно было только откупиться! На деле же взрывы в Калиновке запустили целый ряд внутриполитических и внешних процессов, которые в ближайшее время могут серьезно перекроить политический ландшафт Украины.

Фронтовики идут в бой

По идее, столь чувствительная катастрофа на одном из главных военных объектов Украины должна была консолидировать правящую коалицию. Но на деле же «заклятые друзья» — «Блок Петра Порошенко» и «Народный фронт» (к которому относится секретарь Совета национальной безопасности и обороны Александр Турчинов и министр внутренних дел Арсен Аваков) — сейчас вошли в такой клинч, что не вполне понятно, как из него выбираться. Вполне возможно, что последствия могут быть радикальные — вплоть до досрочных парламентских и даже президентских выборов.

Началось всё с заявления одного из ключевых спикеров-«фронтовиков» Антона Геращенко — мол, глава Генштаба ВСУ Виктор Муженко из-за произошедшего должен уйти в отставку, а Верховной раде необходимо проверить расходование средств, выделенных на обустройство военных складов. «Ответственность должен понести не «фунт» и не «стрелочник»… Тысячи тонн боеприпасов, которые за несколько часов превратились в груду осколков, могли быть использованы для обучения и повышения боеспособности нашей армии. Они могли быть обрушены на голову врага и использованы для защиты нашей страны от агрессора», — кипятился Геращенко, даже заявивший на кураже о «фейковости» реформы украинской армии.

Намек более чем прозрачный, ведь Муженко — один из ключевых людей президентского лагеря в военной сфере, готовый без колебаний выполнять любые приказы. По сути, «Народный фронт» прямо обвинил верховного главнокомандующего страны в отсутствии контроля над ВСУ. А в том, что эта позиция — не эмоции отдельно взятого персонажа, а выверенная политика второй по весу партии Украины, довольно быстро позволил убедиться глава СНБО Александр Турчинов — самый высокопоставленный на сегодня в украинской власти «фронтовик».

«Для меня принципиальной является ответственность. Начиная с начальника Генштаба и по всей вертикали тех, кто отвечает за оборону нашей страны… Мы продемонстрировали, что не способны защитить наши стратегические арсеналы… и пока у нас не будут отвечать высшие должностные лица, которые не выполняют качественно свои функции, мы будем постоянно считать наши потери и убытки», — заявил он на брифинге 28 сентября. Похожим образом комментировали ситуацию и депутаты Верховной рады от «НФ».
Сам Муженко с ответом не задержался, но его тирады получились достаточно расплывчатыми и потому не вполне убедительными.

Впрочем, суть их понять просто — глава Генштаба себя виновным в этой ситуации точно не считает. «Общество пытаются убедить, что командование ВСУ неспособно адекватно реагировать на угрозы, сбить доверие к армии, чтобы на этом фоне реализовать свои политические амбиции. Эти люди не понимают, что ВСУ стали другими... Война закалила всех — от солдата до генерала. Для тех, кто еще не понял: обвинить меня, моих подчиненных в бездействии не удастся. Назначить крайних не получится», — пообещал он.

В свою очередь президент Петр Порошенко также проявил себя далеко не с лучшей стороны. По некоторым данным, глава государства в момент ЧП отмечал день рождения за границей, он оказался на рабочем месте далеко не сразу. В любом случае позитива для себя президент от этой истории точно не получил, а тут еще добавились требования «Народного фронта».

В итоге уже сейчас ни у кого нет понимания, как будет работать Верховная рада, пока на повестке дня стоит военный ультиматум от «фронтовиков». И пусть правящая коалиция в парламенте Украины давно существует только формально на бумаге, большинство результативных голосований обеспечивает в обычное время именно союз БПП и НФ. Теперь, после выдвинутого ультиматума, законодательная ветвь власти парализована до новых переговоров внутри коалиции, а это уже явный намек на досрочные выборы в случае политической неуступчивости президентского лагеря.

Следы Судана

Любая история, которая касается взрывов на военных арсеналах Украины, не может обойтись и без внешнеполитической линии, связанной с нелегальной торговлей оружием. Кратко напомним — еще со времен первых лет независимости на Украине заложили традицию «списывать» при помощи таких пожаров нелегальные поставки вооружений. В августе 2008 года в воинской части №0829 (город Лозовая, Харьковская область Украины) загорелся склад 61-го арсенала Южного оперативного командования сухопутных войск, где в арсенале площадью около 500 га хранилось 95 тыс. т снарядов. По любопытному совпадению, в этот же период временная следственная комиссия Верховной рады выявила факты поставок в Грузию украинского вооружения из данного военного арсенала.

Масштабы авантюры поражают воображение — как озвучил глава парламентской комиссии Валерий Коновалюк, за четыре года президентства Ющенко оружия продано на $2,5 млрд (тяжелая бронетехника, средства противовоздушной обороны, стрелковое оружие, современные системы радиолокационной разведки, системы залпового огня «Град»), а в бюджет поступило лишь $200 млн, разница же осела в разных сомнительных фирмах.

Теперь самое любопытное — буквально за день до катастрофы в Калиновке, 25 сентября, Международная правозащитная организация Amnesty International обнародовала доклад, в котором сообщила о причастности Украины к незаконным поставкам оружия Южному Судану. В документе отмечалось, что в 2014 году (то есть уже после госпереворота на Украине) государственная фирма «Укринмаш» подписала контракт на поставку тысяч пулеметов, минометов, РПГ и боеприпасов в Южный Судан, хотя это противоречит Договору о торговле оружием, подписанным властями Украины.

Украину обсудили на троих

Обычно в таких случаях Киев резко всё отрицает, однако в этот раз секретарь СНБО Турчинов дал резкую отповедь: дескать, Украина имеет полное право продавать оружие в эту африканскую страну. «Южный Судан является членом ООН, признан Украиной и имеет здесь посольство. Не существует сегодня каких-то ограничений, санкций, принятых ООН по отношению к этой стране, и поэтому говорить, что Украина нарушила какие-то санкции, — некорректно, непрофессионально, потому что таких санкций просто нет», — отметил в своем комментарии секретарь СНБО.

В тот же день, 25 сентября, Центр по исследованию коррупции и организованной преступности OCCRP обнародовал другой резонансный документ с обвинениями в адрес Украины. «Документы, полученные OCCRP, свидетельствуют, что власти и компании Украины сделали себя ключевым звеном в сети, которая поставляет вооружение советского образца из Европы в Африку и на Ближний Восток. Многие из этих видов оружия происходят из стран, которые являются членами ЕС», — сказано в результатах расследования центра.

По данным OCCRP, украинская компания «Техимпекс» заключила как минимум 26 контрактов на вооружение общей стоимостью $29,5 млн в 2015 и 2016 годах. Это обвинение власти пока не комментировали, а вот эксперты настроены крайне пессимистично. «Это обвинение настолько серьезное, что мы запросто можем вылететь с рынка вооружений. На право Украины продавать вооружения на внешнем рынке может быть введено эмбарго. Обвинения очень серьезные», — комментирует ситуацию одному из центральных украинских СМИ бывший офицер оперативного управления Генштаба ВСУ, полковник запаса Олег Жданов.

«Думаю, череда скандалов вокруг поставок вооружения продолжится, поскольку Украина действительно занимается и серым, и черным рынком вооружения. О нас просто заговорили во всем мире. Цель — оказать давление на власти Украины», — продолжает свою мысль эксперт.

Понятно, что в свете высказанных обвинений взрывы на 48-м арсенале ВСУ, случившиеся на следующий день, у очень многих в политических кругах вызвали лишь ироническую улыбку.

Российский фактор

Официально силовые ведомства на сегодняшний день расследуют целых четыре основные версии возникновения пожара в Калиновке (подробности не уточняются). Но то, что в лагере Порошенко будут и в этом случае разыгрывать карту «российского следа», — диверсию — особых сомнений изначально не вызывало. Собственно, каналы вброса информации в такого рода ситуациях давно отработаны.

«Боец с одного из постов успел доложить о странном звуке. Через несколько секунд начались разрывы на открытой площадке. Периметр охранялся надежно, так что да — похоже на беспилотник. И да, СБУ пыталась перехватить», — поделился в социальной сети Facebook «сенсацией» внештатный советник президента Украины, помощник министра обороны Юрий Бирюков.

Версию о российском беспилотнике начали раскручивать по всем законам жанра. Другой одиозный общественный деятель Зорян Шкиряк, громко объявил, что склады под Винницей подожгли по прямому приказу российских властей. Но на этот раз даже в политических кругах намеки на «руку Москвы» встретили с откровенными скепсисом, а в обществе так и вообще с нескрываемыми насмешками.

Подлил, что называется, масла в огонь, главный военный прокурор Анатолий Матиос, который оперативно опроверг все домыслы украинских патриотов. «Есть момент, который бы я хотел отметить, — диверсионных групп на территории области установлено не было и данных о них нет. Также следствие не установило данных о беспилотных аппаратах, которые якобы видели перед началом пожара на арсенале», — заявил он на специальной пресс-конференции.

С обвинениями в адрес Москвы не торопятся и в США, но при этом Вашингтон не отрицает возможность такого сценария. Спецпредставитель Госдепартамента США по вопросам Украины Курт Волкер заявил, что «многие люди» были заинтересованы в этих взрывах, но также существует вероятность, что это был несчастный случай. Также он добавил, что данное ЧП не повлияет на возможное решение Белого дома по поводу предоставления оружия Украине — мол, такое решение будет приниматься, исходя из целей США в этом вопросе.

Халатность

Еще одна версия катастрофы, которая достаточно широко обсуждается и вполне имеет право на жизнь, — обыкновенная халатность. Газета «Зеркало недели» получила в свое распоряжение данные о состоянии 48-го арсенала — как оказалось, с апреля по июнь 2017-го было осуществлено четыре проверки комиссиями администрации президента, Главной инспекции министерства обороны и Центрального Ракетно-артиллерийского управления.

В ходе проверок было отмечено, что большая часть боеприпасов хранилась на открытых наземных площадках, плохо защищенных от детонации и разлета боеприпасов, 59 таких площадок вообще не имело никакой защиты; 73 открытые площадки хранения не имели козырька и укрытия от атаки беспилотников сверху; внешнее ограждение (там, где оно было) не имело козырька и легко преодолевалось в любом месте; системы видеонаблюдения, раннего обнаружения чрезвычайных ситуаций, пожарной сигнализации отсутствуют в принципе и так далее. Претензий в тот момент контролирующие органы предъявили более десятка, однако насколько можно судить, все они повисли в воздухе.

Именно к версии халатности и печального положения дел в ВСУ склоняется ряд украинских специалистов. «То, что были допущены нарушения правил несения службы, однозначно, и вызвало такую большую трагедию. Это доказывает, что в системе вооруженных сил Украины просто отсутствует модель обеспечения безопасности складов», — заявил бывший глава службы внешней разведки Украины Николай Маломуж, добавив, что из-за такой халатности Украину вскоре защищать будет нечем.

Собственно, эта версия также бьет в первую очередь по главнокомандующему Порошенко, поскольку полностью дезавуирует все заявления о реформах в ВСУ, о которых так много говорится в последнее время и на которые так много сил и финансов потратили западные партнеры Украины. Так что президенту Украины теперь предстоят не самые приятные пояснения.

https://iz.ru/652950/nikolai-podgornyi/kalinovka-krasnaia

Страны: 
Эксперты: