Экспертиза → Осетинский фронт Владимира Путина

Почему появился Народный фронт Южной Осетии? Это инициатива общественная или политическая?

Гости программы

в студии:

Алексей Анатольевич Мартынов - директор Международного института Новейших государств;

по телефону:

Казимир Казбекович Плиев - председатель Народной партии Республики Южная Осетия, председатель комитета парламента Республики Южная Осетия;

Тарзан Аршакович Кокойты - представитель президента Республики Южная Осетия в парламенте, член политсовета югоосетинской Республиканской политической партии "Единство", экс-вице-спикер парламента Республики Южная Осетия;

Валентина Николаевна Тасоева - председатель Югоосетинского русского общества "Россы".

Ведущий - Максим Шалыгин.

Шалыгин: Здравствуйте, друзья! Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев внес в Государственную Думу (это нижняя палата российского парламента) на ратификацию соглашения между Россией и Южной Осетией о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах. Кроме того, в этом пакете документов регламентируются вопросы совместного осуществления правоохранительной деятельности, а также решение специализированных таможенных органов, наличие у них иммунитета, привилегии, освобождения их от пошлины, налогов в государстве пребывания. Достаточно важный пакет документов.

Напомним, что 20 сентября в Южной Осетии отмечали День Республики. Это день победы. Это многострадальный осетинский народ, я всегда это говорил и продолжаю утверждать, выстоял после развала большой страны и кровью своих сыновей и дочерей доказал свое право на жизнь - на ту жизнь, которую выбирает сам народ. Не в составе государства, назначенного кем-то при каких-то странных обстоятельствах, а именно независимость.

Кроме того, 18 сентября в Южной Осетии был создан Народный фронт в поддержку Общероссийского народного фронта Владимира Путина. Насколько все это связано с предстоящими в середине декабря президентскими выборами в республике Южная Осетия, либо же эта инициатива общественности совершенно иного свойства, будем обсуждать.

В студии Алексей Мартынов, директор Международного института Новейших государств. Я вас приветствую. Как понимать, что такое Народный фронт в Южной Осетии?

Мартынов: Осетинский народ фронт "Россия–Осетия" - так называется эта инициатива. Главное, что декларируют инициаторы этой инициативы, - это стремление к реализации величайшей мечты осетинского народа на объединение в составе единого субъекта Российской Федерации. И это, конечно, перекрывает многие другие суетные вещи сегодняшнего дня.

Шалыгин: То есть, это не политическая конъюнктура, не политические спекуляции предвыборного периода, а это некая сверхзадача?

Мартынов: Максим, это не просто сверхзадача. Это сверхзадача, зафиксированная на двух референдумах, прошедших за последние 20 лет в Южной Осетии. Это воля народа, мечта народа. Это один народ. И наличие границы между двумя - как сказать? - родственниками, даже не родственниками, а братьями, то есть это один народ, и он сегодня разделен. Пускай, конечно, в мягком режиме.

Пускай после 2008 года после признания Южной Осетии со стороны России и после того, как Россия защитила маленькую Южную Осетию от тотального уничтожения, от той самой саакашвилиевской операции "Чистое поле". Дышать стало легче. Но все равно люди стремятся жить вместе. Это то же самое, что если бы у нас были разделены Рязанская и Тамбовская области, понимаете?

Шалыгин: Давайте коротко напомним очень важную деталь. Это камень преткновения на всех международных форумах. Российская дипломатия всегда пыталась объяснить своим зарубежным партнерам, что проблема осетинского народа - это проблема народа разделенного, что осетины вошли в состав в состав российского государства, Российской империи задолго до присоединения грузинских царств. И уже в советское время, в 30-е годы, как говорят на Кавказе, два усатых грузина Орджоникидзе и Джугашвили разделили один народ на две административные территории.

Мартынов: Да. Но это было больше обусловлено географическими соображениями. То есть, условно говоря, по большому Кавказскому хребту. И в масштабах общей большой советской страны серьезной разницы не было.

Шалыгин: Но все равно был автономный статус в Грузинской Советской Социалистической Республике.

Мартынов: Конечно, автономный статус у Южной Осетии был всегда.

Шалыгин: Когда Гамсахурдиа, первый президент уже современной независимой Грузии, объявил, что осетины не имеют право на автономию, тогда-то все и началось. Это очень важно зафиксировать, что проблема осетинского народа - это проблема народа разделенного. Если мы этого не понимаем, то дальше мы вряд ли продвинемся по пути просто приближения к реальности, что происходит в Осетии.

Напомню, Алексей Мартынов здесь в студии. К нам присоединяется по телефону Казимир Плиев - председатель Народной партии Республики Южная Осетия, председатель комитета парламента Южной Осетии. Вы создали, вы - один из соучредителей, инициаторов Осетинского народного фронта. Почему именно сейчас? В чем сверхзадача?

Плиев: Как вам сказать? Здесь нет никакой политики. То есть, эта великая мечта всех осетин - воссоединение искусственно разделенного народа, желание всей Осетии войти в состав Российской Федерации. Вы посмотрите, как бы, да, есть независимость. Но, с другой стороны, стало жить еще труднее. Жить в Южной Осетии стало еще сложнее. Москва считается самым дорогим городом, а Цхинвал считается еще в два раза... В Южной Осетии... более дорогие.

То есть, это мечта каждого осетина. Еще задолго до того, как Грузия вошла в состав Российской империи, наши предки выбрали ту дорогу, присоединились к Российской империи.

Шалыгин: Казимир, в вашей декларации говорится, что вы присоединяетесь к Всероссийскому народному фронту Владимира Путина. Так ли это?

Плиев: Да, единая национальная Россия.

Шалыгин: Почему именно это объединение? Почему не народный фронт осетинский? Хорошо, почему именно Владимир Путин? Алексей?

Мартынов: Я хотел помочь Казимиру чуть-чуть. Ведь вы помните, совсем недавно - в начале августа - как раз именно Путин, понимая осетинский народ, сделал неоднозначные заявления о том, что...

Плиев: Алексей, извиняюсь. Владимир Владимирович Путин на Селигере озвучил то, что один народ не может быть разделен на север и на юг, между ними таможня, преграды, граница. У нас появилась возможность как бы осуществить великую мечту осетин о воссоединении всего осетинского народа и вместе войти в состав великой России. Инициаторы - за новую Осетию в составе России.

Шалыгин: Я так понимаю, что Народная партия Южной Осетии - одна из уникальных партий в республике, потому что у вас же подписан договор с Либерально-демократической партией Республики Беларусь. Верно ведь?

Плиев: Да, подписали договор с Либерально-демократической партией Белоруссии о взаимопомощи, сотрудничестве. Как раз дня три назад члены Народной партии поехали, их встретили в Словакии. Двадцать первого сентября они там подписали декларацию.

Мартынов: То есть, народная дипломатия работает.

Шалыгин: Я именно об этом.

Мартынов: Народная партия Южной Осетии признается другими партиями.

Шалыгин: Пятьдесят восемь тысяч человек Либерально-демократической партии Республики Беларусь признают независимость Южной Осетии. Я знаю в истории много примеров, когда, благодаря народной инициативе на горизонтальном уровне, политики были вынуждены принимать решения.

Когда граждане Республики Беларусь принимают решение признать государство Южная Осетия, то, чем больше будет множиться это признание, тем ближе политическое признание и от других субъектов. Сколько уже человек в Народном фронте, можем ли мы говорить об этом, Казимир?

Плиев: На сегодняшний день более 800 человек уже вступили, присоединились к Народному фронту. Несмотря на то, что у нас были праздники 19, 20 сентября. Двадцать первого сентября у нас великий праздник. Так что люди, я думаю, все больше и больше будут присоединяться.

Мартынов: Этой инициативе всего 3 дня.

Шалыгин: То есть, за 3 дня почти 900 человек…
Аудиоверсия программы
http://rus.ruvr.ru/listen_audio/56510715.html

Эксперты: