Снизошли огнем

Откуда в России появились православные экстремисты 


Главная тема последних дней — православный радикализм, персонифицированный в облике «Христианского государства — Святой Руси». Фактически в сентябре российское общество получило прецедент религиозно ориентированного христианского экстремизма, чьи адепты сжигают за свои убеждения кинотеатры и автомобили. В минувшие выходные самопровозглашенный лидер ХГ Александр Калинин был задержан и арестован, против него возбудили уголовное дело. Но вряд ли кто-то всерьез полагает, что эти аресты поставят точку в существовании ХГ и его учения. Дело в том, что эти мировоззрение и идеология существуют в российском обществе уже несколько десятилетий. В православном фундаментализме постарался разобраться портал iz.ru.

Не запрещенное в России ХГ

23 сентября Таганский суд Москвы арестовал главу «Христианского государства» Александра Калинина по уголовному делу по ст. 179 УК РФ («Принуждение к совершению сделки или отказу от ее совершения»), его подозревают в принуждении кинопрокатчиков к отказу от демонстрации «Матильды» через рассылку писем с угрозами. Некоторые киносети, включая «Синема парк» и «Формулу кино», уже отказались от показа этого фильма.

Послания начали приходить в офисы компаний еще в начале 2017 года, в них сообщалось, что в случае упорства владельцев «кинотеатры будут гореть». Ранее, 20 сентября, Калинина уже задерживали и допрашивали по другому уголовному делу, в котором также напрямую фигурирует его брат Юрий, — о поджоге машин у офиса адвоката режиссера «Матильды» Учителя Константина Добрынина. Однако в тот же день он был отпущен на свободу под подписку о невыезде.

После второго задержания лидер ХГ признал, что действительно рассылал эти письма, однако заявил, что не видит в этом действии состава преступления по указанной выше статье. По его словам, он руководствовался исключительно своими религиозными убеждениями.

Перед своим задержанием Калинин успел раздать интервью сразу нескольким российским СМИ, в которых рассуждал о необходимости построения в России «православного Ирана» и о том, что страна стоит на пороге «духовно-гражданской войны», в которой «Матильда» — лишь один из эпизодов. Эта серия интервью вызвала настоящий шок, многие впервые открыли для себя удивительный мир православного фундаментализма. Однако это мировоззрение трудно назвать новым. Подобные взгляды взращивались в сотнях тысяч людей десятилетиями.

Духовная опричнина

Важной вехой на пути эрозии современного российского православия в «Христианское государство» и подобные секты можно назвать деятельность предыдущего митрополита петербуржского Иоанна (Снычева), самого фундаменталистского и антилиберального иерарха в новейшей истории Церкви.

Помимо прочего, именно он своей книгой «Самодержавие духа», вышедшей в начале 90-х годов прошлого века, фактически зародил дискурс восстановления доброго имени и респектабилизации царя Ивана Грозного, представив его как святого и оклеветанного героя. Вокруг его идей еще при его жизни (умер он в 1995 году) возникло внушительное движение православных фундаменталистов.

Террор, устроенный древним царем против своего народа, последователи митрополита видят как «очистительный», истязания, которым Иван Грозный подвергал своих врагов, они рассматривают как спасительное священное таинство.

Царь убивал - но зато спасал от впадения в ересь и даровал таким образом вечную загробную жизнь! «Христианское государство», очевидно, унаследовало такое восприятие православно аргументированного насилия, рассматривая себя как «духовную опричнину». Предыдущий патриарх Алексий выступал резко против этой идеологии, он заявлял о невозможности прославления душегубов. Нынешний его коллега куда более сдержан в оценках. Возможно, по той причине, что духовник Кирилла — схиархимандрит Илий (Ноздрин) — полностью разделяет взгляды покойного петербуржского митрополита, участвует в освещении памятников Ивану Грозному и, конечно же, резко выступает против «Матильды».

Стоит отметить, что сам Иоанн Снычев создавал свою идеологию не с потолка, а в результате заигрывания с мировоззрением так называемой прихрамовой среды — активных прихожан, во многом сохраняющих мироощущение советских христиан (мир вокруг которых был захвачен безбожием). Они же острее всего восприняли глобальные социальные потрясения 1990-х как знак Божьей немилости. В их картине мира зло глобально и пронзило уже большую часть внешнего мира, все проходящие в нем процессы и большую часть его социальных институтов.

В таких условиях православная вера становится мощной магической силой, разгоняющей силы тьмы, а «святые старцы», настоящие авторитеты для этого народного православия, становятся могущественными колдунами, заряжающими молитвы на успехи в работе, в семье, изгнание бесов и даже убийство неверных.

Исследователь религий Борис Кнорре в своих работах определяет это мировоззрение как милленаристско-манихейское, говоря проще — апокалиптическое. Неспроста русским радикальным православным активистам так приглянулся греческий лозунг из 1970-х «Православие или смерть» — похожее на описанное выше мироощущение было у мятежных афонских монахов, выступивших против сближения Константинопольского патриарха с папой римским.

В этой же среде зародилось и расцвело царебожие, православное еретическое учение, которое, по-видимому, исповедует львиная доля противников «Матильды». Возникло оно еще в советские времена, в его основе — уподобление последнего царя Российской империи Николая II Иисусу Христу. Расстрел царской семьи царебожники сравнивают с распятием — обе казни в ритуальных целях совершили евреи, и в обоих случаях жертва искупила грехи. Иисус Христос на кресте искупил грехи всего человечества, а расстрелянный царь — грехи русского народа, впавшего в 1917 году в безбожие.

Церковь не поддерживает «Матильду», но выступает против цензуры

Один из лидеров современного царебожества — отец Сергий (Романов), бывший настоятель монастыря Святых царственных страстотерпцев в Екатеринбурге, ныне активно строящий всё новые и новые скиты на Урале. Он — человек бурной судьбы: окончил школу МВД, имеет три судимости, отсидел в советское время 13 лет за убийство, одно время был духовником вора в законе, племянника Деда Хасана Тимура Мирзоева.

В начале 2017 года привлек внимание общественности тем, что на глазах у школьной экскурсии в Среднеуральском женском монастыре в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» провел обряд экзорцизма, выгнав демона из маленькой девочки, чем сильно перепугал остальных детей (и их родителей).

Стоит ли говорить, что своей задачей царебожники, как и арестованный лидер ХГ Калинин, видят построение на территории России православного царства? Фактически в игру царебожников сейчас играют все организации православных активистов — от маргиналов вроде ХГ до вполне «вхожих» к высшим церковным иерархам «Сорока сороков» или относительно «умеренных» православных хоругвеносцев. И «Матильда» для них всех — лишь повод манифестировать себя как полнокровную общественную силу.

Сорта православного активизма

Тем не менее разделять царебожников, православных фундаменталистов и всех православных активистов необходимо, считает религиовед, сотрудник Института Европы РАН Роман Лункин. Он рассказал порталу iz.ru, что в советские времена православные фундаменталисты, стремящиеся возродить православие как официальную государственную религию и идеологию, существовали в основном в рамках подпольного «катакомбного» православия и Истинно-православной церкви (до сих пор считающейся РПЦ раскольничьей церковью). В 1990-е годы они соединились с православными националистами вроде Русского национального единства (РНЕ) Александра Баркашова в подобие единого многослойного сообщества.

Столпами этого ультраконсервативного сообщества, по словам эксперта, были и отчасти остаются представители духовенства: ранее наиболее активным был отец Александр Шаргунов, один из главных авторов издания «Русская народная линия», известного своими резкими суждениями в адрес всего неправославного, сейчас одно из главных лиц — отец Александр Шумский, также видный спикер РНЛ. Еще в 2012 году он призывал затянуть узду на шее либералов. Еще одна известная консервативная группа собиралась вокруг «святого старца», отца Петра Кучера, бывшего духовника Боголюбского монастыря, «прославившегося» в 2010 году скандалом с насильным удержанием девочки из приюта, которая попала в монастырь в 10 лет и смогла сбежать только в 16. Стоит отметить, что его взгляды некоторые исследователи определяют именно как царебожеские.

При этом, по словам Лункина, сейчас в СМИ происходит подмена понятий, когда любой спикер, выступающий против «Матильды», автоматически записывается в царебожники.
«Сорок сороков», православные хоругвеносцы и «Союз православных граждан» не являются представителями этой секты, подчеркивает Лункин, хотя такой ярлык им уже навешивают. Царебожие как идеология остается достаточно маргинальной силой даже в рамках развернувшегося противостояния. Подмена эта происходит из-за отсутствия четкой границы между готовыми жечь и взрывать радикалами и более умеренными последователями мировоззрения.

Причем во многом границы размыты из-за несколько амбивалентной позиции самой Церкви. Патриарх Кирилл лишь загадочно говорит, что «Церковь подвергается провокациям», пресс-секретарь РПЦ Владимир Легойда резко осуждает экстремистов, митрополит Иларион (Алфеев) говорит об абсурдности запрета фильмов и в то же время яростно критикует «Матильду» и духовную бедность ее создателей.

https://iz.ru/650287/dmitrii-sidorov/podgorelo-za-nikolaia

Эксперты: