Новейшие государства как активные участники в мировом процессе

Доклад на Международной научной конференции, посвященной 20-летию провозглашения НКР и 5-ой годовщине Конституции НКР. г.Степанокерт
Доброе утро, коллеги.
Феномен возникновения новейших государств в 20 веке обусловлен двумя важными геополитическими потрясениями. Первое – это крах колониальной системы в середине прошлого века и второе - это развал большой Советской страны. Общее во всех новейших государствах то, что в основу их возникновения ложится принцип права нации на самоопределение, то, что в основе возникновения и существования новейших государств лежат референдумы внутри этих стран о своей государственности. А эти государства, как правило, не признаны, некоторые частично признаны, но тем не менее, они есть, а отрицать факт существования этих государств глупо, К сожалению, ряд бывших метрополий придерживаются обратного принципа. Это мы все знаем, об этом много говорим, это принцип территориальной целостности, что само по себе всегда спорно.
Например, Нагорный Карабах, Нагорно-Карабахская республика - это яркий пример, когда кроме процедур каких-то юридических, референдумов и т.д. народ Нагорного Карабаха кровью завоевал свою землю, кровью доказал свое право жить на своей земле. Часто, новейшие государства, как таковые, признанные или частично признанные активно используются, как инструмент или как аргумент «за» и «против» в Большой игре крупными геополитическими игроками. Но в этом процессе, в этой игре, как правило, игнорируются права народов, населяющие эти страны. Бесконечным процесс признания этих государств быть не может. Жизнь идет.
Что касается «наших» новейших государств, я имею ввиду, новейших государств, возникших на постсоветском пространстве. Уже прошло 20 лет, уже растет второе поколение людей в этих государствах, которые не знают другой Родины, как Родину, как новейшее государство. Например, в Нагорном Карабахе уже второе поколение людей не знают другой Родины кроме Арцаха, не знают, что такое жить в Азербайджане, может быть только старики знают как это, но бесконечным это быть не может.
За последние десятилетия на этом направлении произошел ряд прецедентных моментов. Прежде всего, это Косовский прецедент в Европе, который стал по сути новой вехой в истории Европы, и в независимости от того желает Запад того или нет, предоставление независимости Косово стало сигналом для всех непризнанных или частично признанных республик. Признавая необходимость скорейшего развития всех конфликтов, мы выступаем за взвешенный подход к каждой отдельной ситуации, настаивая на универсальности механизма всенародных референдумов.
В 2008 г., вы все знаете, когда в результате грузинской агрессии в Южной Осетии РФ была вынуждена вмешаться в этот конфликт. И как результат Россия признала суверенитет Абхазии и Южной Осетии, что тоже стало дополнительным прецедентом, но уже на постсоветском пространстве. Сегодня процесс признания со стороны мирового сообщества этих новейших государств, я имею ввиду, Абхазию и Южную Осетию не так динамичен, как того хотелось бы народам Абхазии и Южной Осетии. Но хотелось бы обратить внимание, что и республика Абхазия и республика Южной Осетии являются активными участниками международной повестки. Так или иначе, сам факт существования этих государств не подвергается сомнению , разве что только в контексте грузинской пропаганды. Но наверное, г-н Саакашвили находясь до сих пор у власти в Грузии и неся прямую ответственность за ту военную кровавую авантюру 2008 г., очевидно не может говорить и думать иначе. Безусловно, реакционные силы как на Западе, так и кстати сказать к глубокому моему сожалению, и в самой России стараются сейчас выхолостить значение признания суверенитета в Абхазии и Южной Осетии, заменить важное прецедентное, историческое значение этого факта на сиюминутные экономические, политические сложности, которые по сути ничтожны в исторической перспективе. Невозможно отказаться от признания суверенитета. Признание суверенитета не имеет обратной силы. Например, в свое время Западную Сахару признали порядка 80 государств мира, потом под давлением тех или иных обстоятельств в масштабах Большой игры ряд государств отказалось от признания. Но признание уже состоялось. Так не бывает, так сказать это не та категория, когда можно дать признание, забрать признание и т.д. Признал - все!
В 2011 г. состоялся очередной прецедент с разделом Судана, вот вчера коллега, профессор из Гамбурга об этом говорил и несмотря на то, что оппонируя ему наш коллега Модест Колеров как бы разграничил эти прецеденты, как прецеденты экономического и геополитического плана, я тем не менее с Колеровым не соглашусь. Я считаю, что и те и другие прецеденты имеют важное значение и по сути не важно чем они продиктованы, важен конечный результат. Так вот в 2011 г. состоялся референдум о разделе Судана и возникновении новейшего государства: Южного Судана. Это стало еще одним подобным прецедентом и все мировое сообщество признает новейшее государство Южный Судан. Да, мотивация в данном случае может быть экономического характера. Не важно. Важно, что признание происходит.
Можно без конца продолжать, как того желает Запад настаивать на сохранение территориальной целостности Молдавии, Грузии, Азербайджана и других постсоветских государств, Можно пытаться осуществить так называемую демократизацию ,в кавычках, территорий новейших государств, как то периодически предлагается в том числе западными посредниками, которые по факту рискуют обернуться карательными операциями против населения этих государств. Все подобные мероприятия направлены лишь на замораживание, фактически, сохранение конфликтов, а не на их разрешение. Мы же предлагаем наиболее демократичный путь: прислушаться к желанию воли народа. Именно такой подход должен стать универсальным для всех подобных ситуаций в Европе и во всем мире.
Я хотел бы подробно остановиться на моем личном взгляде на ситуацию в Нагорном Карабахе, на перспективы разрешения Карабахского вопроса. Знаете, я бы уходил от определения или от термина «конфликт». Нет Карабахского конфликта, есть Карабахский вопрос, который следует разрешить. Так вот я убежден, я считаю, что Армении следует немедленно признать суверенитет Нагорно-Карабахской республики, причем сделать это одновременно с признанием суверенитета, как Косово, так и Турецкой республики Северного Кипра, Западной Сахары, Южного Судана и других. Я убежден, что этот факт не только определит окончание карабахского противостояния, но и в значительной мере предотвратит развязывание возможного очередного вооруженного конфликта. Возможно, кто-то со мной не согласится, я знаю позицию многих людей, принимающих решение в Армении, которые придерживаются как раз обратного мнения. Но я готов полемизировать на эту тему.
Условно кажущееся равновесие вокруг Карабахского вопроса нестабильно, поскольку, по моему мнению, это равновесие основано не на истине, а на взаимных компромиссах сторон и практически без гарантии сохранения статуса - кво. Мало кто в Карабахе, по крайней мере из тех, с кем мне удалось пообщаться в последние несколько лет, мало кто сомневается, что при сохранении положения вещей Азербайджан попытается вновь насильно вернуть Карабах вооруженным путем под свою юрисдикция.
Сегодня Карабахский вопрос является одним из основных факторов давления на официальный Ереван, как со стороны Азербайджана, так и со стороны больших внешних игроков. Я думаю, что в интересах Армении признав Нагорный Карабах избавиться от такого серьезного рычага внешнего давления на Армению. Я убежден, что признание Нагорно-Карабахской республики со стороны Армении не только не станет поводом к развязыванию очередного вооруженного конфликта, но и наоборот, послужит непреодолимым препятствием для этого. Сегодня мир существенно изменился. Сегодня не 91-92 гг. Своей волей Азербайджан не сможет развязать войну, при определении признания государственного статуса Нагорного Карабаха. Мировое сообщество не даст Азербайджану санкцию на подобную авантюру. Дело в том (я приводил пример Южной Осетии), что если бы в свое время Россия нашла в себе мужество признать суверенитет Южной Осетии, возможно не было бы такого кровавого конфликта в 2008 г. Неужели для того, чтобы признать существующее положение вещей, то есть признать истину, то есть то, что ты видишь перед глазами должны пролиться реки крови?
В тоже время, я думаю, что декларируя стремление окончательного разрешения Карабахского вопроса, Азербайджан, в свою очередь, просто обязан признать второе армянское государство Нагорно-Карабахскую республику и приступить к выстраиванию добрососедских, политических, экономических, гуманитарных отношений и с Республикой Армения и с Нагорно-Карабахской республикой. Сегодня Азербайджан несет огромную нагрузку, я имею ввиду, в том числе и бюджетную нагрузку на реализацию военной программы в отношении Нагорного Карабаха. Я не думаю, что это как-то способствует развитию Азербайджана.
Признание суверенитета Нагорно-Карабахской республики даст импульс к развитию всего региона Южного Кавказа. Общая демилитаризация снизит давление на бюджет и приведет в конечном счете, к активному развитию как Армении так и Азербайджана. Политический, исторический, культурный эффект подобного разрешения Карабахского вопроса вообще трудно представить.
А в заключении, я хочу сказать, что, хочу согласиться со своим коллегой Станиславом Тарасовым, безусловно, сейчас наступил очень важный момент, в том числе, для судьбы государственности Нагорно-Карабахской республики. Своего рода мы находимся в точке взлета, когда нужно принимать решения. Эти решения должны принять, прежде всего, в Армении и я думаю, что подобное решение должны принять и в Азербайджане потому, что это как не парадоксально и не в разрез звучит с сегодняшней официальной пропагандой Азербайджана - это в прямых интересах сохранения государственности Азербайджана. Азербайджан быстрее может потерять свою государственность, чем в данном случае Армения при дальнейшем не решении Карабахского вопроса.
Спасибо за внимание.