Европодданнические настроения

Достижение членства в НАТО и ЕС остается стратегической целью Киева. Это следует из новой годичной программы евроатлантической интеграции Украины, подписанной президентом Владимиром Зеленским. В его окружении отмечают, что за год работы глава государства «избавился от иллюзий насчет готовности Москвы к миру» и нацелен на выполнение согласованных планов. Тем более что, согласно соцопросам, большинство украинцев поддерживает вступление страны в ЕС и (чуть в меньшей степени) в НАТО.

Украинские президенты ежегодно начиная с 2011 года утверждают программы сотрудничества с Североатлантическим альянсом. Во времена президентства Виктора Януковича эти документы регулировали в основном ход совместных учений и обосновывали участие украинских специалистов в операциях НАТО в разных регионах. С момента прихода к власти в 2014 году Петра Порошенко характер соглашений заметно поменялся. Был принят курс на максимальное сближение с Евросоюзом и НАТО, превративший эти документы в «дорожную карту» реформирования государственных органов и вооруженных сил Украины в соответствии со стандартами альянса. Владимир Зеленский эту традицию продолжил. Так, стратегической целью Украины, согласно тексту приложения к указу о начале реализации программы, является «достижение соответствия основным критериям приобретения полноценного членства в НАТО и ЕС».

Программа описывает конкретные действия, которые необходимо предпринять органам власти, командованию вооруженных сил и государственным структурам Украины для как можно более скорой евроатлантической интеграции. Всего в программе этих действий указано около пятисот.

Среди них, например, создание в Киеве центра кибербезопасности, а также изучение опыта стран НАТО в области контроля качества продуктов питания и ветеринарного обеспечения служебных животных.

Говорится в документе и о реформах в вооруженных силах, и о борьбе с коррупцией, и о прозрачности выборов, и о создании благоприятного бизнес-климата, и об «обеспечении безопасности и благосостояния граждан», и о «решимости защищать демократию, свободу личности и верховенство права».

Отдельно оговаривается приоритет дипломатической работы.

«В контексте подготовки Украины к обретению членства в НАТО и ЕС приоритетной в 2020 году остается деятельность, направленная на сохранение международного консенсуса в вопросе поддержки Украины, продолжение санкционного давления на Российскую Федерацию для прекращения вооруженной агрессии против Украины, освобождения всех незаконно удерживаемых граждан Украины, а также освобождения временно оккупированных территорий в Донецкой и Луганской областях, Автономной Республики Крым и города Севастополя»,— говорится в документе. Восстановление суверенитета Украины в международно признанных границах и обеспечение безопасности граждан на всей территории страны называются основными задачами государства, решать которые Киев намерен в соответствии с уставом и принципами не только НАТО, но и ООН.

Источник “Ъ”, осведомленный о положении дел в офисе президента Украины, считает, что Владимир Зеленский и его команда действительно нацелены на полноценное сотрудничество с НАТО и ЕС, а не просто дежурно продлевают действие совместной программы.

«Альтернативы нет. Или партнеры с Запада, или захватчики с Востока. 2014 год это прекрасно продемонстрировал. Зеленский за год работы избавился от иллюзий насчет готовности Москвы к миру и, думаю, уже лично убедился в том, что только полноценное членство в НАТО станет гарантией от проведения новых "референдумов" под присмотром солдат без опознавательных знаков с купленными в военторге пулеметами»,— сказал источник “Ъ”, признав при этом, что не только членство Украины в НАТО, но и получение предшествующего этому плана действий (ПДЧ) пока еще в отдаленной перспективе. В самом НАТО регулярно отмечают, что Украина обязательно станет членом альянса, но о каких-либо сроках говорить отказываются.

Отказ Украины от внеблокового статуса, а также курс на вступление в ЕС и НАТО были закреплены в украинском законодательстве еще в 2017 году. За интеграцию в эти институты отвечают не только специалисты МИДа и Минобороны. При правительстве страны для этого созданы отдельные структуры, подчиненные вице-премьеру по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Вадиму Пристайко. Правда, работа главной из этих структур — офиса по координации европейской и евроатлантической интеграции — осложняется кадровыми проблемами. В конце сентября прошлого года занимавшая до этого пост гендиректора офиса Ольга Стефанишина уволилась. Сменившая ее в статусе и. о. главы офиса Юлия Горячая также проработала всего несколько месяцев. Ожидалось, что ее сменит специалист, отобранный по конкурсу, однако из-за пандемии коронавируса и карантина конкурс так и не был проведен.

Дошло до того, что на кадровые проблемы в офисе по координации европейской и евроатлантической интеграции обратили внимание чиновники из Евросоюза.
«Мы хотим увидеть правительственный офис с полностью укомплектованным штатом, состоящим из талантливых профессионалов, который в предстоящие годы ускорит выполнение Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС под руководством очень эффективного вице-премьера и в сотрудничестве с другими министерствами»,— заявила в интервью изданию «Европейская правда» глава Группы поддержки Украины в Еврокомиссии Катерина Матернова. С момента публикации этого интервью прошло уже около двух недель, однако гендиректор офиса до сих пор не назначен.

На пути интеграции Украины в НАТО есть препятствия посерьезнее. Выступая на прошлой неделе на онлайн-дискуссии в рамках Киевского форума по безопасности, бывший спецпредставитель Госдепартамента США по вопросам Украины Курт Волкер подчеркнул, что руководство НАТО не намерено принимать в состав альянса государства с нерешенными территориальными вопросами. «Россия не хочет позволить странам, таким как Украина, Грузия, Молдова, вступить в альянс. И она оккупировала территории в этих странах. А члены альянса не имеют особого желания принимать в свои ряды страны, в которых есть территории, оккупированные Россией, поскольку, согласно пятой статье устава НАТО, это автоматически означало бы необходимость воевать с Россией и отвоевывать эти территории силой»,— сообщил он. Господин Волкер также призвал руководство НАТО пересмотреть устав таким образом, чтобы действие пятой статьи устава (о том, что нападение на любую страну—члена НАТО рассматривается как нападение на весь альянс) не распространялось на уже оккупированные территории, ради как можно более скорого включения в НАТО Украины и других государств постсоветского пространства.

Согласно данным социологического исследования украинского Фонда демократических инициатив имени Илька Кучерива, опубликованным в январе этого года, 51% украинцев считает, что вступление в НАТО является лучшей гарантией безопасности государства. 26% опрошенных заявили, что хотели бы видеть Украину внеблоковой страной, 6% выступили за военный союз с Россией и другими странами СНГ.

В том же исследовании говорится, что 64,2% украинцев поддерживают вступление в ЕС, а 12,7% выступают за Таможенный союз. Рупором последних, в частности, является глава политсовета парламентской фракции «Оппозиционная платформа — За жизнь» Виктор Медведчук, заявивший во вторник: договор между Киевом и Брюсселем о зоне свободной торговли себя исчерпал. «Курс, который идет в рамках зоны свободной торговли с ЕС, соглашение о которой было подписано в 2014 году и вступило в силу с января 2016 года, привел экономику в то состояние, которое мы ощущали последние годы. Якобы был рост 2–4%, но этот рост не давал ничего в вопросах благосостояния»,— сказал он, призвав к «радикальным изменениям». Между тем, как следует из подписанной президентом Зеленским программы, таких изменений ждать точно не стоит.

https://www.kommersant.ru/doc/4357880

Страны: 
Эксперты: