Экспертиза → Алексей Мартынов: "ГУУАМ - американский антироссийский проект"

Цели создания ГУУАМа. Отношения РФ с каждым участником этого объединения. Россия-Украина: политико-экономические споры
Гость программы - Алексей Анатольевич Мартынов, руководитель Международного института Новейших государств.

Ведущий – Максим Шалыгин.

Шалыгин: Здравствуйте, друзья! В этой программе мы с вами поговорим, с одной стороны, о российско-украинских отношениях, потому как в эту минуту проходит встреча премьер-министров РФ и Украины. В Москве находится Николай Азаров, председатель правительства Украины. Переговоры пока в формате "один на один" с российским премьером Владимиром Путиным.

Кроме того, 7 июня исполняется 10 лет с того момента, как главы государств Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдавии, которые объединились под аббревиатурой ГУУАМ, приняли Ялтинскую хартию, согласно которой ГУУАМ получил статус международной региональной организации. Напомню, что 26 мая 2005 года, то есть, спустя 4 года, сразу после "оранжевой" революции на Украине организация ГУУАМ переименовалась. Одна буква "У" ушла: Узбекистан покинул это образование.

В студии рядом со мной руководитель Международного института Новейших государств Алексей Мартынов. С какой темы начнем: с российско-украинских отношений или же с региональной организации ГУАМ? Понятно. Тогда предлагаю поступить следующим образом. Поскольку мы знаем повестку встречи двух премьер-министров Владимира Путина и Николая Азарова, предлагаю ее обсудить во второй части программы, когда уже будет какая-то расширенная информация. А пока поговорить об этой региональной организации. Как она создавалась в 2001 году? Это была политика, экономика? Зачем все это было?

Мартынов: Сто процентов это была политика. ГУУАМ тогда и ГУАМ сейчас, кстати, несмотря на то, что политический ландшафт за прошедшие 10 лет существенно изменился (я имею в виду политический ландшафт СНГ), носил и носит прямо антироссийский характер. Причем политический антироссийский характер. И тогда, 10 лет назад, создание ГУУАМа было широко поддержано США и некоторым странами Евросоюза. И носил он тогда, особенно при президенте Ющенко на Украине...

Шалыгин: Две тысячи первый год - это президент Кучма.

Мартынов: Я имею в виду позже, при приходе к власти президента Ющенко на Украине, он стал носить жестко антироссийский характер, в котором принимались решения перпендикулярные решениям СНГ.

Шалыгин: Украина формально ведь до сих пор не является членом СНГ. Ведь Верховная Рада не ратифицировала подпись своего президента под соглашением глав государств. Тогда почему Узбекистан? Давайте напомним тех политических игроков. Грузия - это был президент Шеварднадзе, Украина - президент Кучма, в Узбекистане – Каримов, в Азербайджане - человек с той же фамилией, в Республике Молдова - Владимир Воронин.

Мартынов: Коммунист Владимир Воронин, который только-только, я хочу напомнить, при поддержке России пришел к власти в Молдавии, который в 2001 году буквально за несколько месяцев до своего президентства разрушил переговорный процесс по Приднестровью, вышел из этих переговоров. И как апогей его благодарности России за поддержку на молдавских выборах - он еще поучаствовал в таком антироссийском проекте, как ГУУАМ.

Шалыгин: А почему Узбекистан принимал в нем участие?

Мартынов: Узбекистан никогда не занимал однозначной позиции ни по отношению к России, ни по отношению к Западу. Узбекистан всегда, да и до сих пор, кстати, выдерживает позицию "между". То есть, когда ему выгодно иметь отношения с западными странами, он имеет отношения с западными странами. Когда выгоднее иметь отношения с Россией, он имеет отношения с Россией. Узбекистан, исходя из прагматических интересов, находится там, где ему выгоднее.

Шалыгин: Хранить золотой запас, конечно, можно в США, но пока не будет Андижана, пока не случатся эти события. Что с Азербайджаном, почему он вошел в это объединение?

Мартынов: Азербайджан всегда занимал прозападную позицию. Я имею в виду новейший Азербайджан, то есть, Гейдар Алиев, его сын Ильхам, конечно. То есть, это на словах дружба, застольные тосты, так сказать, пафосные речи. А под столом, что называется, свои сугубо личные интересы, которые Азербайджан уже на протяжении порядка 20 лет связывает не с Россией, а с Западом.

Самый главный камень преткновения в отношениях России и Азербайджана - это, конечно, карабахский вопрос, где Россия играет серьезную роль. Хотя формально это армянский вопрос. Армяно-азербайджанский конфликт. Россия не поддерживает никакую из сторон, является посредником. Но все прекрасно понимают, что, если бы не было России, не было бы уже Карабаха.

Шалыгин: Но ведь изначально 10 лет назад лидеры этих государств говорили, что они восстанавливают экономическую схему Великого шелкового пути.

Мартынов: Не столь существенно, в какую риторическую форму облекается тот или иной проект, в данном случае антироссийский проект. Такая сказка о восстановлении Великого шелкового пути, а почему нет? Вполне простое объяснение для обывателя. Конечно, в основе ГУАМа, кроме политического аспекта, есть экономический аспект. То есть, это такое объединение ради защиты своих рынков, защиты своих человеческих ресурсов от большой огромной России.

Но здесь важно понимать. Давайте посмотрим на улицы Москвы - и мы увидим весь ГУАМ в виде дворников, таксистов, торговцев на рынках и так далее. Все-таки дело не в экономике. Конечно, в экономике эти страны не могут быть самодостаточными и полностью оторванными от такой большой соседской экономики, как российская, как бы им того ни хотелось.

Шалыгин: Почему тогда ГУАМ не появился раньше? Я стараюсь понять, либо это собственный проект, то есть, собственные опасения? Либо элиты, лидеры этих стран созрели к определенному времени? Две тысячи первый год - это спустя год после официального прихода Владимира Путина на пост президента России. Это уже некоторые политические заявления и так далее.

Мартынов: Максим, ГУАМ - это не самостоятельный проект. Это американский проект на постсоветском пространстве, носящий ярко выраженный антироссийский характер. Две тысячи первый год, 10 лет назад, это уже окончание строительства этого антироссийского фронта. Это началось раньше. Если вы посмотрите историю ГУУАМа, первые встречи проходили как раз в Нью-Йорке. На этих встречах с удовольствием присутствовали первые лица США: госсекретарь и другие люди. Поэтому иллюзии по поводу происхождения, возникновения этого проекта нет.

Другой вопрос, что 2001 год не случайно выбран как окончательный старт или формализация этого проекта. Это смена власти в России. Это приход Владимира Путина. Это надежды на возрождение страны. Это понимание наших оппонентов о том, что они не смогут уже так легко и вольготно себя чувствовать в России и в зоне российских стратегических интересов, которой является все пространство СНГ. Соответственно, это такой инструментарий, который позволял и позволяет до сих пор (может быть, сейчас он не так активен) озвучивать или проводить те или иные тезисы, тренды, которые необходимы авторам этого проекта.

Шалыгин: Что такое ГУАМ сегодня, уже без Узбекистана? Вы отметили, что он переменил некоторые отношения. Сегодня ему более комфортно в российском окружении, но при этом сохраняя некую автономию. В результате, что такое ГУАМ? Это просто встречи, протокольные мероприятия, политические заявления, и все? Либо за ним существует некий ресурс?
Мартынов: В основном это действительно протокольные встречи, заседания, некие политические заявления - не более того. К сожалению, экономическая составляющая ГУАМа так и не заработала. Хотя были попытки в середине двух тысячных годов. Активные попытки Азербайджана, Грузии, Украины, тогдашней ющенковской Украины. И, опять же, как ни странно это прозвучит, активное участие коммуниста Воронина…
аудиоверсия программы:
http://rus.ruvr.ru/listen_audio/51407421.html

Эксперты: