Хризантемовый трон сдается

Японский парламент 1 декабря соберется на специальное заседание, чтобы определить дату официального отречения от престола императора Акихито.

Случай для этой старейшей в мире императорской династии, в которой занимать престол полагается только после смерти монарха, из ряда вон выходящий. Чтобы позволить 83-летнему императору передать трон своему старшему сыну еще при жизни, летом парламентариям даже пришлось принимать специальный закон об отречении. Японский народ между тем поддерживает не только желание своего горячо любимого императора уйти на заслуженный покой, но и вполне допускает мысль о том, что Хризантемный престол может занять женщина.

Император-примиритель

Акихито начал править после смерти своего отца Хирохито в начале 1989 года, став 125-м императором Японии. Согласно японскому обычаю, каждый император выбирает имя для эры своего правления. Акихито избрал для себя имя Хэйсэй, что можно перевести как «установление мира». И все его последующее правление показало, что выбор этого имени был не просто формальностью.

— Акихито запомнится японскому народу прежде всего как примиритель. Для японцев примирение очень важно в свете того, что многие азиатские страны требовали и требуют от Японии извинений и репараций (за действия японских военных в XX веке). Если его отец, император Хирохито, ассоциировался со Второй мировой войной (так как при нем Япония в нее вступила. — «Известия»), то нынешний император даже ездил в Китай, где не то чтобы извинялся, но искренне высказывал сожаления о жертвах, — пояснил «Известиям» эксперт центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Виктор Кузьминков.

Помимо Китая, где Акихито побывал спустя всего три месяца после смерти своего отца, в 2005 году японский император съездил также на остров Сайпан — место одной из самых кровавых битв Второй мировой, где помолился о душах всех погибших, а не только японских военнослужащих.

— Акихито представляет современную миролюбивую Японию. Не удивлюсь, если многие японцы видят в его персоне олицетворение их собственного почти фанатичного желания мира во всем мире, — сказал «Известиям» живущий в Японии британский журналист и блогер Алекс Стерми.
По его версии, которая красной нитью проходит и в комментариях некоторых японских СМИ, пацифистская компонента есть даже в самом замысле императора передать власть.

— Это вовсе не было совпадением, что Акихито решил уйти в самый разгар борьбы Синдзо Абэ (японский премьер) за пересмотр 9-й статьи конституции. Многие, включая меня, убеждены, что Акихито решился на уход, чтобы конституционная процедура вокруг его отречения притормозила милитаристские планы Абэ, — предположил Алекс Стерми.

Не секрет, что нынешний премьер Абэ, не так давно переизбранный на новый срок, является ярым сторонником пересмотра пацифисткой конституции Японии и, в частности, отмены статьи о запрете на создание собственных полноценных вооруженных сил. Он сам не раз говорил, что хотел бы провести голосование по пересмотру конституции до конца года, но законодательная работа вокруг ухода императора обещает решение этого вопроса отсрочить.

Ближе к народу

Когда-то, будучи еще только наследным принцем, Акихито сравнил японских монархов с роботами, подразумевая ту отстраненность и эмоциональную пропасть, которая лежит между императорской семьей и рядовыми японцами. И пообещал стать ближе к собственному народу.

Первым показательным шагом на этом пути стала женитьба кронпринца Акихито на простолюдинке, воспитанной к тому же в католических традициях. И это тоже оказалось для Японии беспрецедентным — до этого наследники Хризантемового трона брали в жены исключительно представительниц аристократических родов, которых при этом им еще и подбирали. К слову, вторая невестка императора и мать наследника престола — принцесса Акисино, в девичестве Кики Кавасима — тоже отнюдь не голубых кровей. Но теперь это уже мало кого смущает.

Сам маленький принц Акихито воспитывался по традиционным японским канонам, которые заметно ограничивали общение ребенка не только со своими коронованными родителями, но и со сверстниками. Видимо, поэтому в детстве он часто разговаривал не с другими детьми, а с собственными рыбками. И, видимо, именно из детства взялась его любовь к морским обитателям вообще. Император Акихито — автор нескольких книг по ихтиологии и член Ихтиологического общества Японии.

Но главный опыт, который он вынес из детства, — то, что дети не должны надолго разлучаться с родителями. И вопреки традиции Акихито и его супруга Митико самостоятельно воспитали троих детей, не отдавая их в руки гувернеров, — к вящему неудовольствию матери императора.

В 1986 году будущий император вновь разозлил свою родительницу, прокатившись с женой и детьми в токийской подземке. Такое непротокольное появление на публике тоже стало своего рода вызовом устоявшимся традициям, но зато снискало симпатии простых японцев.

Крайне активно, но при этом без какой-либо помпы император Акихито с супругой занимались различными благотворительными проектами, помогая людям с ограниченными возможностями и малоимущим. Примечательно и то, что императорская чета не раз выступала защитниками этнических корейцев, живущих в Японии. Это можно считать довольно смелым поступком: на фоне крайне непростых исторических отношений Токио и Сеула японских граждан с корейским корнями в Японии, мягко говоря, недолюбливают.

В 2011 году, когда в Японии случилось одно из мощнейших землетрясений, за которым последовала печально известная авария на атомной станции «Фукусима», император Акихито лично отправился повидаться с теми, кто лишился крова. Преклонив колени в спортивном зале, где были временно размещены оставшиеся без домов японцы, император призвал их не терять надежды и не падать духом. А через несколько дней Акихито уже выступал с обращением к нации, призывая японцев, не жалея усилий, вместе работать над преодолением последствий катастрофы.

До этого случая единственный раз император Японии обращался к нации 15 августа 1945 года — тогда ныне покойный император Хирохито сообщил народу, что Япония будет капитулировать в войне.

В относительно недалеком прошлом японский император, по сути, был главой государства. С принятием послевоенной конституции император превратился в символ государственности наряду с флагом, гербом или гимном — согласно основному закону, «император является символом государства и единства народа».

— Но Акихито действительно стал символом единения народа. К тому же он отвечает синтоистским представлениям о том, что император прежде всего должен молиться за благополучие своего народа. Поэтому в стране к нему такое благожелательное отношение, — считает японист Виктор Кузьминков.
По мнению эксперта Международного христианского университета в Токио Стивена Наги, любовь японцев к императору зиждется на трех китах.

— Первый уровень любви связан с традицией, наследием и национальной идентификацией. Император для народа — это прямая связь с прошлым страны, — сообщил эксперт «Известиям».

У японской императорской семьи, история которой, согласно преданиям, началась еще в 660 году до н. э., даже нет фамилии: каждый император считается потомком синтоистского божества Аматэрасу, а фамилии божествам не нужны.

— Император также воплощает собой послевоенные идеалы пацифизма, либерализма и связи с народом. И наконец, любовь связана с той народной дипломатией, которую он проводил всё время своего правления, и с его способностью быть маяком сопереживания и надежды, — резюмировал Стивен Наги.

Я устал, я ухожу

Парадоксально, но факт: если бы император прямо заявил, что хочет отречься в пользу сына, такое заявление считалось бы политическим, а их императору и любым другим членам его семьи делать нельзя по закону. Поэтому на свое желание отойти от дел, передав Хризантемовый трон кронпринцу Нарухито, престарелый монарх тонко намекнул.

В августе 2016 года, выступая в телеэфире, на тот момент 82-летний император, прошедший через операцию на сердце и лечившийся от рака простаты, посетовал на слабое здоровье, которое мешает ему должным образом исполнять монаршие обязанности.

Намек Акихито поняли правильно. С середины 2016-го в Японии стартовали дискуссии о том, как позволить императору уйти на заслуженный отдых по закону. Соответствующий закон приняли лишь этим летом, но при этом депутаты сделали его «одноразовым», то есть проект был написал исключительно под императора Акихито. Это значит, что его наследникам отрекаться в будущем не позволено, хотя и оппозиция, и общество настаивали на том, что право на отречение от престола стало универсальным. Согласно опросам общественного мнения, более 80% японцев поддержали императора в его желании покинуть трон.

Уже 1 декабря специальная комиссия японского парламента соберется для определения даты, когда император Акихито сможет официально оставить трон. Вступление на престол его сына должно состояться на следующий день.

По данным национальных СМИ, один из рассматриваемых вариантов назначить передачу власти на самый конец марта будущего года, когда в Японии начинается новый фискальный год. Еще одна версия — конец апреля. В марте или апреле в стране Восходящего солнца должны пройти местные выборы, и некоторые считают, что два важных политических события лучше развести по времени.

Женщина на Хризантемовом троне?

Когда бы власть от одного императора ни перешла другому, это не снимает с повестки дня главного вопроса, касающегося императорского дома Японии — дефицита наследников мужского пола. В Японии только прямые наследники по мужской линии имеют право наследовать престол.

Предстоящая в будущем году официальная помолвка и свадьба старшей внучки Акихито, принцессы Мако, с обычным юристом низведет ее саму в простолюдинки. Так в Японии заведено веками. Это значит, что, перестав быть принцессой, Мако получит избирательные права, но зато ее потенциальные сыновья навсегда лишатся права на императорский престол. Всё бы ничего, но мальчиков в императорской семье острый дефицит.

В 2006 году, когда у нынешнего императора было три внучки и ни одного внука, страна уже всерьез задумывалась о том, чтобы разрешить женщинам из монаршей семьи занимать трон. Или хотя бы оставить за ними право продолжать быть членами императорской семьи, чтобы престол могли занимать их сыновья.

Но осенью того же года страна обрела долгожданного наследника — у второго сына императора родился сын Хисахито. Проблема в том, что ныне десятилетний принц Хисахито — последний мальчик в нынешней династии и появление в будущем сына у него вовсе не гарантировано. Это значит, что японская императорская династия рискует кануть в небытие.

Как напомнил Виктор Кузьминков, нынешним летом японская оппозиция настаивала на том, чтобы рассмотреть вопрос о расширении прав женщин императорского дома вместе с законом об отречении от престола. Но правящая партия во главе с Абэ решила эти две темы не увязывать.

— Абэ — противник идеи феминизации трона и того, чтобы оставлять женщин членами императорской семьи после замужества. Так что при нем законодательная смена традиции вряд ли случится. Но в обозримом будущем вопрос о женщинах на троне всплывет — другого способа спасти династию от вымирания нет, — уверен российский эксперт.
Согласно всем опросам, японцы к идее женщины на Хризантемовом троне настроены в своем большинстве крайне благосклонно.

По убеждению Алекса Стерми, страна увидит женщину-императрицу в будущем.

Причем не важно, по какой причине это произойдет, — из-за того что народ так хочет или из-за того что в Японии просто не будет другого способа, кроме как позволить женщине взойти на трон.

https://iz.ru/674882/nataliia-portiakova/khrizantemovyi-tron-sdaetsia

Страны: 
Эксперты: