27 МАРТА. "ГЛОБУС БЕССАРАБИИ"

На тридцатое марта в кишиневском пригороде запланирована встреча двух президентов – Вадима Красносельского и Игоря Додона.

Давайте сегодня попробуем спрогнозировать ее результаты и понять для себя: насколько важны на данном этапе контакты лидеров Приднестровья и Молдовы.

В первую очередь в глаза бросается разность в подходах и поставленных целях. Приднестровский президент с завидным постоянством декларирует приоритетность первоочередных проблем социально-общественной направленности и едва ли не ультимативно заявляет: политический статус Республики – вне обсуждения.

Я не раз размещал в колонке цитаты Вадима Красносельского на заданную тему, ровно об этом он говорил и на недавней московской встрече, поздравляя российского вице-премьера Дмитрия Рогозина с пятилетием Указа № 320 «О специальном представителе Президента Российской Федерации по Приднестровью».

В свою очередь Дмитрий Олегович поздравил Вадима Николаевича с «первыми ста днями на посту президента Республики».

Кстати, календарно первый «стольник» - именно сегодня, так что, как говорится, есть повод.

Между тем, ситуация для Приднестровья далеко не праздничная, в силу непрекращающегося молдавско – украинского давления. И не случайно, рассказывая о встрече, советник Спецпредставителя Дмитрий Лоскутов пишет: «С российской стороны выражена обеспокоенность в связи с возможными неблагоприятными последствиями для экономики всего региона, свободы передвижения и безопасности в свете односторонних шагов, предпринимаемых Кишиневом по установлению таможенного и пограничного контроля в пункте пропуска „Кучурган“ (с украинской стороны). Ситуация требует дополнительной оценки всех возможных рисков и безусловного внимания международных посредников и гарантов переговорного процесса».

А вот Спецпредставитель действующего председателя ОБСЕ Вольф Дитрих Хайм, разумеется, думает совершенно иначе: «В моем понимании, перемены, планируемые в отношении таможенно-пограничного контроля в пункте пропуска „Кучурган“, в некоторых областях будут иметь позитивное влияние на жизнь людей, проживающих в Приднестровье.

И та озабоченность, которая есть в связи с этим, она не пропорциональна тому, что планируется. Озабоченности не обоснованы. Не стоит беспокоиться так по этому поводу. Строго говоря, это не тот вопрос, который можно включить в официальную повестку дня встречи в формате „5+2“, необходимо обмениваться информацией по этому вопросу на подходящих для этого уровнях, форматах, но не на официальном уровне».

Более того, сама встреча теперь отодвигается на неопределенное время, из-за наблюдающегося противостояния Тирасполя и Кишинева по принципиальным вопросам.

Сейчас специалисты и политологии состязаются в знании предмета, размещают и озвучивают прогнозы, высчитывают возможные потери и приобретения, но ясно одно - если Приднестровье проиграет в «кучурганской» битве, молдавско-украинские союзники пойдут дальше, увеличивая наступательный потенциал при весомой финансовой подпитке европейских структур.

Я не драматизирую ситуацию, просто констатирую кишиневскую эйфорию по случаю. Мол, почему мы должны обсуждать тему постов с участием Приднестровья, если это наше филипо - порошенковское сотрудничество, кстати, начинающееся конструктивно наполняться предметной повесткой.

Ибо, как раз сегодня, по словам премьер-министра Украины Владимира Гройсмана страны-члены ГУАМ (Грузия - Украина - Азербайджан - Молдова) подписали документы о создании ЗСТ.

"Мы коснулись вопросов углубления экономического сотрудничества, подписали ряд документов, позволяющих уже в 2017 году полноценно внедрить зону свободной торговли в рамках наших государств.

Это благоприятно отразится на развитии национальных экономик, углубит сотрудничество. Также подписан протокол, упрощающий таможенные процедуры для обеспечения высокого качества внедрения зоны свободной торговли между нашими странами. Обсудили транспортное сотрудничество и развитие транспортной структуры» - резюмировал радостно сияющий украинский премьер.

Напомню, что ГУАМ – контора антироссийской направленности, созданная «назло» евразийскому сотрудничеству постсоветских республик, и мы прекрасно понимаем – кто в том доме хозяин и откуда тамошние «растут ноги».

Более того, вице-премьер, министр иностранных дел и европейской интеграции РМ Андрей Галбур, провел сегодня встречу с Региональным директором Европейской службы внешних действий (ЕСВД) Томасом Майером Хартингом.

Дискуссия чиновников сосредоточилась на развитии диалога Республика Молдова - Европейский союз в рамках Совета ассоциации, назначенного на 31 марта.

Стороны обменялись мнениями и о перспективах ноябрьского Саммита Восточного партнерства.

Общался с господином Хартингом и молдавский премьер-министр Павел Филип. А затем поделился с прессой «буржуинской» тайной: «Мы считаем важным начать дискуссии по политическим вопросам из «третьей корзины» программы переговоров в формате «5 + 2».

То, что мы называем политикой малых шагов и мер по укреплению доверия, должно привести к урегулированию приднестровского конфликта и воссоединению двух берегов Днестра».

И это еще не все, ибо, как сообщает NewsMaker, с понедельника по пятницу в школах Молдовы пройдет неделя исторического образования.

По распоряжению министерства просвещения страны в этот период в доуниверситетских образовательных учреждениях будут организованы мероприятия, посвященные годовщине присоединения Бессарабии к Румынии в 1918 году.

Сами понимаете, девяносто девять лет сегодня «историческому» решению Сфатул Цэрий, как не отметить, благо, Молдова – единственная в мире страна, где имеет место быть школьный предмет «История румын».

Если вы думаете, что перечисляя проевропейские инициативы молдавского правительства, я забыл о молдавском президенте, вы глубоко заблуждаетесь.

Вот, например, что Игорь Николаевич сказал в одном из многочисленных интервью российским телевизионным каналам: «Я считаю, что нужно вернуть обязательное изучение русского языка в школе. Сейчас ОНИ его поставили факультативным, буквально три года назад. Для этого нужно обязательно поменять школьную программу».

Они – судя по всему, правительство и парламент. Которые порой отправляют президенту на СОГЛАСОВАНИЕ свои кандидатуры судей и послов.

И вот несколько «свежеутвержденных» Гарантом персоналий вызвали в молдавском обществе такой «шок и трепет», что впору задаться сакраментальным вопросом: с кем вы, Игорь Николаевич?!

Впрочем, на страничке Президента в Фейсбуке присутствует информация, которая в определенной мере утоляет вопросную жажду.

К тому же, и владелец аккаунта встретился с тем самым Томасом Майер-Хартингом. Третьим был глава делегации Европейского союза в Республике Молдова Пиркка Тапиола.

«Обсудили политическую ситуацию в нашей стране. Выразил свою личную позицию по поводу возможного изменения Кодекса о выборах в том, что касается введения одномандатного голосования. Отметил, что президентура будет блокировать эту инициативу, если за нее проголосуют в парламенте» - сообщил Президент.

Затем он повторил не раз произнесенную фразу: «у Молдавии должны быть хорошие отношения и с Востоком, и с Западом» и вспомнил о Приднестровье: «в этом смысле существует единая позиция президента, парламента и правительства, подход к решению вопроса должен быть комплексным. За основу должен быть взят Берлинский протокол».

А позиция молдавского правительства и парламента нам известна: «воссоединение двух берегов Днестра», со всеми вытекающими отсюда последствиями для ПМР.

И вот тут я наконец-то подхожу к тому, с чего начал. Получается, что 30 марта двум президентам говорить практически не о чем.

Ибо Красносельский категорически против обсуждения статуса Приднестровья, а Додон может только передать правительству список конструктивных (в первую очередь – экономических) предложений Тирасполя, ибо наклевывающиеся посты в Кучурганах совершенно не его тема.

Тем не менее, Президент ПМР еще раз озвучил приоритетные для себя направления беседы: «Приднестровью интересно прекращение политически мотивированных уголовных дел, решение вопросов по телекоммуникации и связи, разблокирование железной дороги, признание приднестровских документов об образовании, автомобильных номерных знаков, а также планы Молдовы и Украины по установлению совместного контроля на пункте пропуска «Кучурган».

И напомнил: «Мы пошли не на уступки, а на компромисс в части снятия всякого напряжения вокруг школ с румынским языком обучения. Считаю, что нет необходимости бороться с детьми, пусть учатся.

Также выработали механизм совместной обработки земли на спорной территории Дубоссарского района - техника будет допускаться, урожай будет вывозиться.

И максимально смягчили миграционные позиции со стороны Приднестровья для иностранных граждан, коими являются и граждане Молдовы».

Сумеет ли Игорь Додон убедить АНТИРОССИЙСКОЕ правительство своей страны пойти навстречу мирным приднестровским инициативам?

Я, лично, сильно в этом сомневаюсь. Там (в Кишиневе) президенту – не тут, (в Москве) где в рамках встреч РФ – ПСРМ зачем-то идут навстречу капризам Игоря Николаевича.

Чтобы вы прочувствовали весь накал страстей и противоречий на молдавском политическом Олимпе, вот вам еще одна информация, на этот раз от EADaily.

Председатель фракции социалистов молдавского парламента Зинаида Гречаный рассказала, почему был необходим приезд делегации ее страны в Санкт-Петербург: «В парламенте Молдовы решили, что наша официальная делегация не примет участие в работе юбилейной МПА СНГ.

Все были шокированы таким решением. Но мы посчитали, что оно незаконно, и в составе четырех депутатов за свой счет приехали в Санкт-Петербург».

Понимаете, да?! Вроде бы и есть делегация, но неофициальная, без спикера, дабы обозначить фракционную позицию. Причем, я не ерничаю, просто существуют же какие-то нормы, правила, протокол.

Получается, сами знаете кто, откровенно усмехается в сторону Кремля, гнет свою линию, а мы великодержавно не замечаем мелкие пакости одного конкретного человека и надеемся, что своим политесом превозмогем европейский напор.

Такая вот сегодня получилась колонка. Несколько сумбурная из-за обилия политических новостей и событий, но, как говорится, дорога ложка к обеду, сами понимаете.

На сим позвольте откланяться. До встречи через неделю, когда мы обсудим итоги четверговой встречи двух президентов, всего вам самого доброго и храни вас Бог!