«Лукашенко был просто вне себя»: причины арестов пророссийских журналистов

Арест пророссийских публицистов в Белоруссии может быть вызван стремлением белорусского руководства надавить на Россию с тем, чтобы Москва изменила свою позицию по ряду принципиальных для Минска вопросов, касающихся в первую очередь газового спора и конфликта по линии Россельхознадзора.

Такого мнения придерживается заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики Андрей Суздальцев, заявивший корреспонденту EADaily 20 декабря, что решение об аресте троих журналистов могло быть принято лично президентом Белоруссии Александром Лукашенко, у которого не оставалось иных средств давления на Россию.

«Ранее Лукашенко, встречаясь с госсекретарем Союзного государства Григорием Рапотой, возмущался тем, что Россия, как он говорит, задерживает поставки белорусского продовольствия, что Россия не решает проблему с газом и сократила поставки нефти. Обстановка все более накалялась. 22 ноября Лукашенко ездил в Москву, но ничего не добился от президента Владимира Путина. А тут еще имела место информационная атака со стороны Москвы. Канал „Звезда“ провел ток-шоу по белорусской тематике, а затем очень яркую передачу подготовил „Первый канал“, подняв вопрос о белорусском национализме. Оказалось, что Белоруссия — вполне националистическая страна, что по разгулу национализма в антироссийском ключе она постепенно сближается с Украиной. Все это вызвало шок, потому что приоткрыло некую завесу. Лукашенко всегда проводил внутри страны жесткую антироссийскую пропаганду, но Россия не реагировала, стараясь не портить отношения с союзником. А здесь многолетняя кампания вдруг получила ответ из Москвы. Лукашенко был просто вне себя. На общем фоне недовольства, возникшего и из-за газового конфликта, и из-за ограничения поставок нефти, и из-за отказа в третьем транше кредита Евразийского фонда стабилизации и развития он дал указание немедленно ответить. В результате нашли ребят, которые сотрудничали с российскими порталами, и арестовали их», — сказал Андрей Суздальцев.

По его словам, в настоящее время арестованные публицисты являются заложниками ситуации. «В зависимости от того, как будут решены белорусские проблемы 26 декабря в Санкт-Петербурге (в этот день должна состояться встреча Владимира Путина и Александра Лукашенко — прим. EADaily), зависит их дальнейшая судьба. Если Москва не захочет простить долги, не захочет опять за бесценок поставлять Белоруссии нефть и не будет предъявлять претензии к качеству белорусской продукции, то тогда, возможно, их осудят условно и отпустят условно осужденными. Но точно можно сказать, что их просто так не освободят. Если же Москва на этот шантаж не поддастся, то этим публицистам могут грозить серьезные сроки», — сказал Суздальцев.

Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов заявил, что арест пророссийских публицистов — очень тревожный сигнал. Политолог констатировал, что задержанным, которыми оказались публицисты ярко выраженной пророссийской направленности, предъявляют серьезные обвинения с тяжелыми перспективами лишения свободы, и это негативно скажется на взаимном доверии российского и белорусского общества, на атмосфере двусторонних отношений.

«Можно соглашаться с формулировками или не соглашаться, но тяжесть грозящих им санкций явно несоразмерна общественной опасности. Их деятельность не содержит ничего криминального. Конечно, это выглядит как политический процесс», — убежден Ремизов.

Однако Михаил Ремизов не вполне согласен с точкой зрения, что белорусское руководство пытается таким образом надавить на Москву и добиться решения существующих конфликтов в свою пользу.

«Предположение, что эти задержания являются способом какого-либо политического воздействия на Москву, вызывает у меня большие сомнения. Мне кажется, что Кремль не воспринимает это как проблему. Откровенно говоря, в Российской Федерации пусть и с меньшими грозящими сроками, но абсурдных дел в рамках антиэкстремистского законодательства более чем достаточно. Поэтому я опасаюсь, что судьба отдельно взятых публицистов, которые привлекаются за неосторожные формулировки, не станет предметом серьезного политического внимания в Кремле или, по крайней мере, предметом переговоров между Москвой и Минском. И, соответственно, это не может быть разменной картой для Лукашенко. Мне кажется странным, что белорусский лидер может этого не понимать. К сожалению, есть высокий шанс на то, что Кремль эту ситуацию просто проигнорирует. И, соответственно, она скажется негативно, скорее, на взаимном доверии наших обществ, нежели на переговорных позициях государств», — отметил эксперт.

По мнению политолога, эти аресты, вероятнее всего, связаны с желанием белорусского руководства держать под контролем все оппозиционные силы, к какому бы общественно-политическому лагерю они не относились.

«Я думаю, что есть некая логика наносить одновременно удары по пророссийскому флангу и по белорусским националистам для того, чтобы выдерживать, что называется, генеральную линию партии, как это было в советское время. Кроме того, деятельность этих публицистов в российских СМИ постоянно вызывала непропорциональное внимание и раздражение со стороны белорусских властей, существенная часть резонанса вокруг их публикаций создавалась реакциями на них из Минска. И это раздражение и гипертрофированное внимание также сыграло злую шутку с самими авторами», — полагает Михаил Ремизов.

В начале декабря в Белоруссии были арестованы трое журналистов, занимавших пророссийскую позицию и публиковавшихся преимущественно в российских СМИ. Обозревателю EADaily Юрию Павловцу, главному редактору журнала «Новая экономика» Сергею Шиптенко и публицисту Дмитрию Алимкину вменяется статья о разжигании розни по предварительному сговору, по которой предусмотрено заключение на срок от 5 до 12 лет.

Параллельно с арестами пророссийских публицистов развивается несколько российско-белорусских конфликтов. Продолжается газовый спор, связанный с нежеланием белорусской стороны платить за российский газ контрактную цену, и накопившимися из-за этих недоплат долгами, по которым Минск все еще не рассчитался. Кроме того, Белоруссия недовольна введением запретов на поставки продовольствия для белорусских предприятий по линии Россельхознадзора, о чем недавно заявил заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Белоруссии Игорь Брыло.

Подробнее: https://eadaily.com/ru/news/2016/12/21/lukashenko-byl-prosto-vne-sebya-p...

Эксперты: