Россия согласилась с конкуренцией Азербайджана на газовом рынке Европы?

После начала реализации второй части проекта «Южного газового коридора» — Трансадриатического газопровода (ТАР), предусматривающего выход азербайджанского газа на рынки Европы, президент России Владимир Путин в ходе своего визита в Грецию выступил с заявлением, из которого можно сделать вывод, что Москва не намерена препятствовать строительству этой газовой магистрали, и смирилась с тем, что азербайджанский газ пойдет на юг Европы.
Путин лишь отметил, что в расширении экспорта российского газа на рынки Европы он делает ставку на проект газопровода «Северный поток-2», который свяжет Россию с Европой по дну Балтийского моря.

На первый взгляд, России реализация проекта «Южный газовый коридор» почти ничем не грозит. Во-первых, поставки азербайджанского газа начнутся только с конца 2019 года. Во-вторых, они покроют лишь 20% потребности Европы в этом виде топлива. Но это только поверхностный подход к оценке рисков, перед которыми оказалась РФ, поскольку к поставкам в Европу могут присоединиться, как минимум, Туркмения и Иран (по запасам природного газа занимает второе место в мире после России).

А что же Азербайджан, для которого нефтяная эра последовательно замещается эрой газовой? Как утверждает глава ГНКАР Ровнаг Абдуллаев, «Южный газовый коридор» не является конкурентом России, поскольку «объем поставок азербайджанского газа на европейский рынок не будет столь высок, чтобы соревноваться с российским».
С другой стороны, Азербайджан воспринимается Россией и Западом так называемой «внеблоковой» страной, которую крайне сложно втянуть в геополитические игры. Поэтому, вероятно, Баку, несмотря на свое законное желание заработать деньги на экспорте собственных углеводородов, будет продолжать политику равноудаленности от полюсов повышенного влияния, и сохранять между ними баланс в условиях новых геополитических реалий, созданных проектом «Южный газовый коридор».

«Трансанатолийский газопровод (TANAP) положит конец зависимости Турции от российского газа», — сказал министр энергетики Азербайджана Натик Алиев в ходе выступления на XXIII Международной конференции «Нефть и газ Каспия». Алиев предоставил участникам мероприятия информацию о проектах в энергетическом секторе республики.
«TANAP играет важное значение в обеспечении региональной и европейской энергетической безопасности. Дополнительные 6 млрд. кубометров газа, которые на этой неделе будут отправлены в Турцию, позволят уменьшить зависимость этой страны от российского газа», — отметил азербайджанский министр, заметив, что этот газ будет дешевле российского и иранского.
Алиев напомнил, что общая стоимость проекта TANAP составляет $ 9,3 млрд, а 80% труб под проект уже доставлены на строительные площадки, где продолжаются работы по их установке.
Натик Алиев отметил также, что в будущем Туркменистан и Казахстан смогут подключиться к данному трубопроводу и поставлять свой газ в Европу.
Доставка природного газа из Центральной Азии в Европу возможна по трем маршрутам: через Россию, Иран, потом через Каспий в Азербайджан и далее. Российский маршрут для Запада неприемлем, и пока не вполне понятно, насколько спала опала с Ирана.
Остается «Южный газовый коридор», который может стать для России действительно опасным, если к азербайджанскому экспорту присоединится Центральная Азия. Но в этом заинтересован Евросоюз.

Брюссель может помочь в переговорах между Баку и Ашхабадом по вопросу транзита туркменского газа по Транскаспийскому газопроводу в направлении Европы, считает бывший торговый представитель Великобритании в Азербайджане, Казахстане и Туркменистане Чарльз Хендри. «Вопрос в том, пойдет ли туркменский газ в Европу через Иран и Турцию, либо по Каспию — по Транскаспийскому трубопроводу, а далее — по газопроводам TANAP и TAP. Договоренности об этом должны достичь правительства Азербайджана и Туркменистана. ЕС может помочь облегчить эту дискуссию», — сказал журналистам находящийся в Баку Хендри.

«Много туркменского газа в настоящее время уходит в Китай. Идут обсуждения, что он может пойти и по трубопроводу ТАПИ в Афганистан, Пакистан и Индию. Но Европа также заинтересована в туркменском газе», — сказал Хендри, работавший в Азербайджане в 2012—2015 годах.
Действительно, у европейцев большие планы на «Южный газовый коридор» — он может быть расширен и транспортировать больше, чем первоначально запланированные 10 млрд. кубометров газа в год. «Мы сможем в будущем получить больше газа как из Каспия, так и из Центральной Азии, таких стран, как Туркмения», — сказал зампредседателя Еврокомиссии по энергетике Марош Шефчович. По его словам, ТАР будет «главным инструментом в наборе европейской энергобезопасности».
В то же время, сейчас крупнейший поставщик газа в Европу именно российский «Газпром». В 2015 году он поставил в Европу (включая Турцию) 158,6 млрд кубометров, его доля на европейском рынке — 30,9%.
ТАР для Европы — это дополнительная балансировка рынка, считает руководитель Центра изучения мировых энергетических рынков ИНЭИ РАН Вячеслав Кулагин. «Те страны, куда приходит газопровод, получат преимущество по ценам, но серьезного влияния на них он не окажет. В странах юга Европы есть потребность в газе, но гарантий, что новый трубопровод будет полностью загружен, нет», — отмечает Кулагин.

Насколько грядущий успех Трансадриатического газопровода может привести к потере Россией доминирующего положения на газовом рынке Европы, сможет ли он заменить амбициозные проекты «Газпрома» — «Южный поток» или «Северный поток»? Корреспондент EADaily в Баку решил узнать у руководителя Центра нефтяных исследований Ильхама Шабана.
По его словам, консорциум «Шах Дениз» долго выбирал маршрут транспортировки азербайджанского газа в Европу. «Отбор был тщательным. В борьбе за азербайджанский газ принимали участие сначала четрые, а затем уже два трубопровода. В конечном счете, выбор пал на самый оптимальный маршрут — TAP. Поскольку консорциумом TAP были предложены самые приемлемые варианты. Это протяженность газопровода, максимально приемлемые транзитные тарифы, а также рынок сбыта», — сказал эксперт.
Но вместе с тем Шабан отметил, что Трансадриатический газопровод не является заменой ни «Южному потоку», ни другим газопроводам, которые идут из России в Европу. «Его мощность в несколько раз меньше. Он предназначен для маневрирования газовыми потоками внутри самой Европы. Кроме того, до конца 2019 года Газпром с партнерами (BASF, E. On, ENGIE, OMV и Shell) собирается запустить газопровод мощностью 55 млрд кубометров газа для поставок в Германию по дну Балтийского моря. Еще один проект «Газпрома» — «Посейдон», газопровод в Грецию по дну Черного моря мощностью 12 млрд. кубометров. Поэтому Азербайджан никак не сможет составить конкуренцию России на европейском рынке.

Другое дело Туркменистан и Иран, вот здесь Москва использует всю свою дипломатическую мощь с целью не допустить их на европейские рынки. Но, как мы знаем, Иран не та страна, которая будет кого-то слушаться, а вот на Туркменистан надавить Москва сможет. Одним словом, газовые войны на континенте будут продолжаться", — резюмировал Шабан.
Как видим, масштабы поставок азербайджанского газа в Старый Свет пока несопоставимы с российскими. Однако Азербайджан, экспортируя газ в Европу, разумеется, преследует свои экономические и геополитические интересы, но при этом явно не мешает газовой стратегии России.

Эксперты: