Раскол в правительстве Кэмерона: Brexit уничтожает консервативную партию

В минувшую пятницу, 15 апреля 2016 года, в Великобритании стартовала официальная кампания к предстоящему 23 июня референдуму о членстве этой страны в ЕС. По прошествии выходных уже в понедельник сторонники членства среди правящей партии консерваторов предприняли решительный шаг в кампании — министр финансов, т. н. британский канцлер казначейства Джордж Осборн, опубликовал подготовленный в рамках его ведомства 200-страничный доклад о негативных последствиях выхода Великобритании из ЕС для ее финансов и благосостояния масс британцев. В деталях предпринятой акции нет ничего неожиданного. Подобный прием был вполне логичен для демократической системы Британии и ее всякого рода политических кампаний, когда денежное благосостояние британских семей прямо связывается с последствиями тех или иных политических реформ. Именно подобная логика имеет действенную силу на гражданское общество.

Осборн в своем докладе предложил британцам рассмотреть возможные альтернативы текущей торговой политики страны в ситуации, если Британия все-таки по результатам референдума выйдет из ЕС. В этом случае Осборн указывает на три имеющиеся возможности в рамках торговой политики. Перспектива рассматривается на срок до 15 лет к 2030 году при том допущении, что Британии удастся вслед за выходом достичь соглашения с Евросоюзом по одной из трех возможных альтернатив.

1. Британия строит свои отношения с ЕС в рамках уже действующей модели Европейской экономической зоны (European Economic Area — EEA) так, как взаимодействует с Евросоюзом Норвегия. В случае реализации подобной модели, утверждается в докладе казначейства, Великобритания до 2030 года потеряет 3,8% ВВП, и доходы британских семейств сократятся на £2,6 тыс. В результате налоговых потерь в бюджете страны образуется дыра в £20 млрд. Возможные отношения Великобритании с ЕС по модели EEA заставят ее установить у себя таможенную границу и подчиниться правилам, диктуемым ей Евросоюзом;
2. Британия строит отношения с ЕС в рамках особого двустороннего соглашения с Евросоюзом, по модели имеющихся отношений с ним Канады. При подобном варианте Великобритания потеряет к 2030 году 6,2% ВВП. Доходы британских семейств сократятся на £4,3 тыс., а в бюджете Великобритании образуется недостача в £36 млрд. Аналогичным образом означенные отношения будут предполагать восстановление таможенной границы и согласованных с ЕС тарифов. По канадской модели Великобритания получит ограничения в возможности торговать с ЕС услугами;
3. Британия строит свои торговые отношения с ЕС в рамках модели Всемирной торговой организации (ВТО) так, как с Евросоюзом торгуют, например, Россия или Бразилия. В этом случае Британия лишится к 2030 году 7,5% ВВП. Потери британских семейств составят £5,2 тыс., а в бюджете образуется дыра в £45 млрд. При отношениях по модели ВТО будет восстановлена таможенная граница и введены тарифы.
Разумеется, все случаи потребуют увеличения налогов на соответствующую величину для покрытия бюджетной недостачи. Осборн утверждает, что удар от Brexit (выхода Британии из ЕС) по налоговым поступлениям в казну Великобритании значительно перевесит любые потенциальные выгоды от разрыва отношений с Брюсселем. В докладе утверждается, что выгоды от неплатежа «членского взноса» Великобритании в общий бюджет ЕС £7 млрд многократно перекроют бюджетные потери страны, которые, по оценке казначейства, по разным вариантам составят от £20 до 45 млрд.

В докладе Осборна подчеркивается, что членство Великобритании в ЕС и его таможенном союзе дает британским экспортерам самый облегченный доступ к Единому рынку Европы путем устранения тарифов и квот на торговлю товарами и услугами в рамках ее крупнейшего экспортного рынка. Кроме того, членство Великобритании в ЕС помогает доступу британских экспортеров ко внешним рынкам, благодаря соглашениям о свободной торговле блока с другими странами. В случае выхода из ЕС Великобритания лишится подобного рода преимуществ. Кроме того, Осборн утверждает, что больше всего от Brexit пострадает передовая отрасль Великобритании — машиностроение и традиционная — сталелитейная. Это должно вызвать тревогу у занятых в этих отраслях британцев и их влиятельных профсоюзов.

Выступление Осборна вызвало ярость у сторонников Brexit, прежде всего в рядах самой правящей консервативной партии. В частности, против Осборна выступил министр юстиции Майкл Гоув, пообещавший дать ему развернутый ответ. Таким образом, первый день дискуссии о выходе Великобритании из ЕС подчеркнул раскол в верхушке правящей консервативной партии, включая само правительство.

Сторонники Brexit теперь будут доказывать, что все возможные торговые и финансовые потери Великобритании от Brexit легко покроют открывшиеся возможности по диверсификации ее международных экономических связей, прежде всего в направление развивающихся рынков, таких как Китай и Индия. Что касается финансов, то сторонники Brexit будут настаивать на том, что выход Великобритании из Союза позволит сохранить за Лондоном роль ведущего финансового центра мира, тогда как пребывание страны в Евросоюзе будет неминуемо со временем уменьшать эту роль перед лицом еврозоны с ее растущими финансовыми институтами.
К началу кампании в Великобритании вся спорная тематика вокруг Brexit достаточно четко определена. Вот онa:

1. Иммиграция;
2. Преступность;
3. Торговля;
4. Законодательство;
5. Рабочие места;
6. Геополитическая позиция страны;
7. Финансы;
8. Суверенитет;
9. Оборона.

Противники Brexit предпочитают делать акцент на тематике выгоды нынешних торговых отношений с ЕС (3) и сохранении в связи с ними рабочих мест, указывая на возможность их потери в размере 3 млн (5). Сторонники Brexit — на проблеме сдерживания и ограничения миграции (1), суверенности британского законодательства (4) и британской юрисдикции (2), сохранения превалирующих позиций Сити, как мирового финансового центра (7) и суверенных прав британского парламента (8). По остальным пунктам дискуссия будет вестись примерно с равным перевесом в аргументации, что не критично для разногласий.

Однако первые дни кампании в Великобритании к предстоящему референдуму подчеркнули глубокий раскол в самой правящей консервативной партии. Раскол этот будет углубляться, определяя разногласия по политическим персоналиям в ее верхушке. Очевидно, что сторонники Brexit в правительстве не согласились с предложенным им ранее премьером вариантом: либо выйти из правительства и вести агитацию за Brexit, либо оставаться в правительстве, но не участвовать в публичной дискуссии, выводя разногласия в сферу публичности. В итоге раскол определился в самом правительстве Кэмерона. Противники Осборна в правительстве назвали его документ «абсурдом». Канцлер казначейства, в свою очередь, публично обвинил своих коллег по кабинету в экономической безграмотности. В ответ сторонники Brexit в рядах консерваторов не скрывают своей позиции, что в случае их победы на референдуме все нынешнее руководство партии должно будет уйти в отставку и выбрано новое. Нейтральные наблюдатели в партии выражают глубокую тревогу по поводу того, что в случае более вероятной победы на референдуме сторонников членства в ЕС, отношения в консервативной партии будут серьезно отравлены на очень длительный срок, поскольку сторонники Brexit в рядах партии все-таки превалируют. И при подобном варианте «выживание» премьера Кэмерона ставится ими под сомнение. Теперь окончательно выяснилось, что внутренняя напряженность в рядах тори в конце концов и стала причиной этого «злополучного» референдума. Высказана и наиболее пессимистическая точка зрения: консервативная партия может быть уничтожена из-за всего этого «евробезумия».

https://eadaily.com/ru/news/2016/04/20/raskol-v-pravitelstve-kemerona-br...