Египет - Турция: бумеранг операции «Барбаросса»

Развитие событий на Ближнем Востоке имеет многоплановый и многозначительный характер. Их последствия еще не выглядят столь очевидно. Но кое-что уже выплывает на поверхность, если речь вести о Египте и Турции, двух странах, охваченных сейчас мощными протестными выступлениями.

Турция с приходом к власти в 2002 году партии Справедливости и развития, используя свою причастность к исламскому миру, стала восстанавливать свое влияние чуть ли не в масштабах границ бывшей Османской империи. В первую очередь она стала укреплять свои позиции в арабском мире. С 2004 по 2010 год объем товарооборота между Турцией и арабскими странами возрос почти в три раза — с 13 млрд. до 33,5 млрд. долларов в 2010 году, а с Египтом — в 10 раз - с 320 миллионов до 3,3 млрд. долларов. С 2007 по 2010 год турецкие инвестиции в Египте увеличились в 20 раз, составив около 1,5 млрд. долларов. За экономикой рано или поздно всегда приходит и большая политика. Как пишет израильская газета Ha`aretz, президент Египта Хосни Мубарак «тонко чувствовал истинные побуждения турецкой внешней политики и отклонял турецкие инициативы об усилении сотрудничества двух стран: считал, что Эрдоган пытается усилить свое влияние в регионе, традиционно входящем в сферу влияния Египта и Саудовской Аравии». Так оно и вышло, когда Турция стала оспаривать у Египта роль главного посредника в ближневосточном процессе.

Вот почему, когда началась «арабская весна», и к власти в Каире стали прорываться «Братья-мусульмане», Эрдоган решил, что появился исторический шанс устранить со сцены своего главного конкурента в регионе. Как пишет турецкая газета Cumhuriyet, «Эрдоган быстро отдалился от Мубарака, и в дальнейшем стал выступать в роли адвоката оппозиции в Египте, заявляя, что Мубарак засиделся во власти». Когда Мубарак подал в отставку, Турция выпустила официальное заявление в поддержку «египетской революции», предложила Египту свою модель развития в качестве образца для подражания. И не только это. Как сообщает израильский сайт Jewish.ru, Анкара и Каир стали активно развивать политическое и военное сотрудничество, которое, по предположению газеты Ha`aretz, «было ориентировано на военно-политический союз против еврейского государства».Эта же израильская газета утверждает, что «новый турецко-египетский план получил название «Барбаросса». В отличие от плана нападения фашистской Германии на СССР, названного в честь императора Фридриха Барбароссы, эта операция была названа в честь турецкого адмирала Хайр-ад-Дина Барбароссы, возглавлявшего крупнейший пиратский флот в Средиземном море.

Но в Каире и в других крупных египетских городах начались массовые акции протеста. Они были приурочены к годовщине инаугурации президента Мухаммеда Мурси. Звучат знакомые лозунги : «Уходи! Уходи!» Оппозиционный «Фронт национального спасения» обвиняет главу государства в тяжелой экономической ситуации, в неспособности властей обеспечить безопасность рядовых граждан и многом еще другом. В свою очередь движение «Тамарруд» поставило Мурси ультиматум:через два дня уйти в отставку. В противном случае в стране начнется масштабная акция гражданского неповиновения. Как многие европейские СМИ, « в Египте продолжается революция»

А в Турции, похоже, она только начинается. Модернизационный проект Эрдогана , спряженный с ревизией идейных основ кемализма, активный дрейф в сторону исламизации, в конечном счете провел к появлению в стране мощного и многопланового протестного движения. В этом смысле стамбульский Таксим является своеобразным продолжением каирского Тахрира. Причем протестные выступления застали Мурси и Эрдогана на марше. В Каире «Братья-мусульмане» через референдум провели проект новой конституции. В его основу заложены нормы исламского права как основного принципа построения законодательства. Предусматривается также передача функций законодательной власти от президента к Консультативному совету. В Турции пртестное движение вспыхнуло на этапе разработки проекта новой конституции. Ее базовые контуры остаются неизвестными, хотя циркулируют слухи о переводе страны с парламентской системы управления на президентскую. На пост президента намерен баллотироваться Эрдоган.

Если Мурси вводит нормы шариата конституционно, то Эрдоган, как пишет газета "Джумхуриет", осуществляет политику частичной исламизации вне правового поля. Египет конституционно наносит удар по светскому арабскому национализму, Турция по светскому кемализму пока только по факту. Теперь остается только дожидаться, кто из главных закулисных «игроков» и как станет использовать в своих интересах высвобожденный Каиром и Анкарой потенциал разрушительной энергии, и как далеко она будет распространяться.

Эксперты: